Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А35-1355/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

3  июля 2014 года                                                                   Дело №А35-1355/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля   2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 3  июля   2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                           Донцова П.В.,      

                                                                                     Миронцевой Н.Д.,        

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,     

при участии:

от Комитета по управлению имуществом Курской области: Половинкина И.Л., представителя по доверенности № 02.2-01-20/06 от 09.01.2014;

от ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области: Соколовой М.Д., представителя по доверенности №46/2012-11 от 08.08.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу    ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.04.2014 по делу №А35-1355/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области о признании незаконным решения от 11.02.2014 №Ф46/14-9777,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом Курской области (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области о признании незаконным решения ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области от 11.02.2014 № Ф46/14-9777 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости (далее – оспариваемое решение) - земельного участка с кадастровым номером 46:29:102123:5 площадью 2931 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Гремяченская, 6 (далее – спорный земельный участок); об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:102123:5 площадью 2931 кв. м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Гремяченская, 6 по заявлению комитета от 27.12.2013 № 46-0-1-142/3001/2013-16323.

Решением суда от 15.04.2014 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что заявителем не представлен  в орган кадастрового учета  документ, подтверждающий  в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка об изменении  вида разрешенного использования. На межведомственный запрос 28.01.2014 был получен ответ о том, что администрацией г. Курска постановление об изменении вида разрешенного использования  земельного участка не принималось. Таким образом, у органа кадастрового учета не имелось оснований для принятия положительного решения.

В отзыве на жалобу Комитет по управлению имуществом Курской области указывает, что в решении  Комитета от 26.12.2013 № 01-19/3846 установлен вид разрешенного использования  - для эксплуатации складских объектов. Следовательно, данное решение можно расценивать как акт органа государственной власти, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка.

В судебном заседании 27.06.2014 объявлялся перерыв до 01.07.2014 (28.06.2014  и 29.06.2014  - выходные дни).

Как видно из материалов дела, на основании решение Комитета от 26.12.2013  № 01-19/3846 обществу с ограниченной ответственностью «Элин» был предоставлен в аренду сроком на 15 лет спорный земельный участок для эксплуатации складских объектов.

15.01.2014 между Комитетом и ООО «Элин» был заключен договор аренды № 4719-13ю.

В кадастровом паспорте спорного земельного участка выданного Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Курской области в пункте 10 указан вид разрешенного использования - для размещения складских объектов.

27.12.2013 Комитет обратился в ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка в части приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации складских объектов. К заявлению была приложена копия решения Комитета от 26 декабря 2013 № 01-19/3846 с установленным видом разрешенного использования - для эксплуатации складских объектов.

ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области приняло решение от 13.01.2014 № Ф46/14-1026 о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного земельного участка в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета изменений документы (основание п.4, ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), а именно: акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102123:5; документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:102123:5.

11.02.2014 ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области приняло решение, в связи с тем, что органом кадастрового учёта был выполнен межведомственный запрос в администрацию Муниципального образования города Курска Курской области.

Согласно ответа на указанный межведомственный запрос, решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102123:5 отсутствует.

Считая решение ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области от 11.02.2014 № Ф46/14-9777 об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным и не обоснованным,  Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области отсутствовали законные основания для отказа Комитету в учете изменений объекта недвижимости, изложенном в решении.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 3 статьи 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (в том числе сведений об изменении вида разрешенного использования) осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Изменение названных сведений также осуществляется на основании обращения с заявлением лица, имеющего право на такое обращение.

Правом на обращение с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости частью 3 статьи 20 указанного Закона наделены собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Статьей 2 Закона Курской области от 01.10.2006 №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» (далее – Закон), предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" (далее - город Курск) в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Администрация Курской области в сфере земельных отношений определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 1 статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления города Курска предоставляют земельные участки гражданам и юридическим лицам на основании своих решений, если размер земельных участков не превышает максимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона; в соответствии со статьей 4 уполномоченный орган предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, за исключением случаев, когда предоставление указанных земельных участков отнесено настоящим Законом к компетенции органов местного самоуправления города Курска.

В соответствии с постановлением губернатора Курской области от 17.10.2006 №447 комитет по управлению имуществом Курской области (В.В. Гнездилов) определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (пункт 1); максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, - до 200 кв.м (пункт 2).

Следовательно, Комитет, как уполномоченный орган субъекта вправе как распоряжаться земельными участками, так и обращаться с заявлениями о проведении кадастрового учета в соответствующий орган.

Аналогичный правовой подход содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2013 по делу №А35-7183/2012.

В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, п. 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, п.7.1.11 Положения об Управлении Росреестра по Курской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 №П/157, п.11 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 № П/331, п.2.1 Положения о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.10.2011 №128, ведение государственного кадастра недвижимости на территории Курской области отнесено указанными выше нормами законодательства к полномочиям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области.

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа местного самоуправления об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка.

Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

К числу таких документов согласно подпункту 9 пункта 1 указанной статьи отнесена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

Как подтверждается материалами дела и было установлено судом области, вместе с заявлением от 27.12.2013 №46-0-1-142/3001/2013-16323 Комитет по управлению имуществом Курской области представил в ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области решение от 26.12.2013 №01-19/3846, которым обществу с ограниченной ответственностью «Элин» был предоставлен в аренду сроком на 15 лет спорный земельный участок для эксплуатации складских объектов.

Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №13016/11, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А36-3614/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также