Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 по делу n А48-3552/07-2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 февраля 2008 года                                                              Дело № А48-3552/07-2

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено  08 февраля 2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                        Осиповой М.Б.

судей                                                                                   Скрынникова В.А.

Протасова А.И.

при ведении протокола судебного заседания Кондратьевой Н.С.

при участии:

от ООО «Промтехкомплект»: Шевляков В.В. – представитель по доверенности б/н от 20.09.2007 г. сроком на три года с правом передоверия, паспорт серии 54 02 № 289335 выдан Ливенским ГРОВД Орловской области 03.04.2002 г.;

от Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Орловской области: представители не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2007 года по делу № А48-3552/07-2 (судья Соколова В.Г.) по заявлению ООО «Прмтехкомплект» к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Орловской области  о признании недействительным решения № 2319 от 04.06.2007 г.,

ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект» (далее - ООО «Промтехкомплект», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Орловской области (далее – МРИФНС России № 2 по Орловской области, Инспекция) о признании недействительным решения № 2319 от 04.06.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 26 100 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 130 500 руб., а также пени в сумме 9 189 руб.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2007 года по делу № А48-3552/07-2 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано недействительным решение Инспекции № 2319 от 04.06.2007 г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 26 100 руб., начисления пени в сумме 9 189 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 130 500 руб.

МРИФНС России № 2 по Орловской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

В судебное заседание не явилась МРИФНС России № 2 по Орловской области, которая извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Инспекции.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.01.2007 г. ООО «Промтехкоплект» представило в МРИФНС России № 2 по Орловской области уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года. По результатам проведения камеральной налоговой проверки МРИФНС России № 2 по Орловской области был составлен акт № 2 от 26.04.2007 г. и принято решение № 2319 от 04.06.2007 г., в соответствии с которым, ООО «Промтехкомплект» привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 33 206 руб., начислены пени в размере 12 841 руб., а также предложено уплатить недоимку в сумме 166 029 руб.

Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Инспекции о несоответствии представленных документов требованиям п.2 раздела 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося приложением к  Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Инспекция указала, что Обществом не представлены документы, подтверждающие оплату покупателем экспортного товара.

Не согласившись с указанным решением Инспекции в части доначисления НДС, пени и штрафа по контракту № 16/06 от 10.01.2006 г. с РД ТУП «ТоргЗЛиН», Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов налогоплательщиком представляются в налоговые органы документы, предусмотренные п.п. 1-4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при экспорте товаров в Республику Беларусь при условии документального подтверждения факта экспорта.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, установлен п. 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, согласно которому налогоплательщик обязан представить в налоговый орган 1) договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; 2) выписку банка (копию выписки), подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; 3) третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения: в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государств, Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенной территории этого государства); 4) копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; 5) иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Указанные документы с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

В случае, если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.

В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию государств Сторон и их принятие на учет: третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Анализ указанных положений показывает, что выписка банка для подтверждения права на возмещение при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов необходима в случае поступления выручки от иностранного партнера на счет налогоплательщика в российском банке либо в случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами. В иных случаях, когда расчеты по внешнеторговым операциям производятся неденежными средствами, выписки банка, подтверждающей поступление выручки от иностранного партнера, не требуется. По аналогии данное положение подлежит применению и при осуществлении расчетов векселями.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006г. №98-0 указал, что исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами; единый порядок исчисления налога на добавленную стоимость при использовании налогоплательщиком любых законных форм реализации товаров (работ, услуг) - путем обмена одних товаров на другие, при уступке права требования и т.п., будучи одним из существенных элементов налогообложения, обеспечивает единообразное понимание положения о фактически уплаченных поставщикам суммах налога. Ограничительное толкование данного положения (как оплаты только денежными средствами поставленных товаров и в составе их цены -предъявленной суммы налога) вступило бы в противоречие с правилом определения добавленной стоимости и создало бы правовую неопределенность, что недопустимо.

Исходя из правовой позиции КС РФ, изложенной в вышеуказанном определении осуществление оплаты за товар по экспортной сделке с помощью векселя не противоречит Конвенции ООН от 11.04.1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенции от 07.06.1930 г., устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселе, а также Гражданскому кодексу РФ. Статья 164 Налогового кодекса РФ, определяющая случаи и условия налогообложения по налоговой ставке 0%, также не ограничивает налогоплательщика в возможности расчетов векселями.

Однако, КС РФ отметил также, что поскольку вексель характеризуется абстрактностью закрепленного в нем обязательства (то есть независимостью от основания его выдачи), то сама по себе передача векселя, в том числе для расчета за реализованный товар, не может отождествляться с получением выручки от реализации данного товара.

Таким образом, расчеты с помощью векселя предоставляют налогоплательщику получить право на применение налоговой ставки 0% при условии поступления денежных средств в счет оплаты экспортной сделки на банковский счет налогоплательщика.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации такое поступление денежных средств от иностранного лица на счет налогоплательщика должно подтверждаться выпиской (копией выписки) банка. Однако при поступлении денежных средств вследствие исполнения обязательства по векселю выписка банка отражает лишь приход денежных средств на счет экспортера от лиц, оплативших вексель. Сама по себе выписка банка не отражает то обстоятельство, что оплата векселя произведена в счет оплаты товара по конкретной экспортной сделке. Следовательно, в случае расчетов по экспортной сделке с помощью векселя помимо выписки банка налогоплательщик имеет право и обязан представить и другие документы, подтверждающие получение платы за товар (услуги).

Из материалов дела следует, что ООО «Промтехкомплект» заключило с Республиканским дочерним торговым унитарным предприятием «ТоргЗЛиН» г. Гомель, Республика Беларусь контракт № 16/06 от 10.01.2006 г., в соответствии с которым, поставщик обязуется поставить, а покупатель - принять и оплатить поставленную продукцию. Расчет за продукцию - 100% предоплата путем перечисления безналичных денежных средств на расчетный счет поставщика до 28.11.2006 г.

Дополнительным соглашением № 2 от 02.06.2006 г. к контракту № 16/06 от 10.01.2006 г. п. 3.1 контракта дополнен тем, что стороны могут применять при расчетах за поставленную продукцию векселя и другие ценные бумаги.

Во исполнение указанного контракта ООО «Промтехкомплект» отгрузило на экспорт в Республику Беларусь сталь калиброванную, в ассортименте, на общую стоимость 507 652 руб. 33 коп. (заявление № 4156 от 14.09.2006 г.) в соответствии со спецификацией № 05 от 25.07.2006 г. к контракту № 16/06. 27.07.2006 г. Общество в адрес РД ТУП «ТоргЗЛиН» выставило счет-фактуру № 369. Согласно заявлению № 3177 от 14.07.2006 г. ООО «Промтехкомплект» отгрузило на экспорт в Республику Беларусь сталь калиброванную, в ассортименте, на общую стоимость 694 103 руб. 95 коп. в соответствии со спецификацией № 04 от 13.06.2006 г. к контракту № 16/06. 14.06.2006 г. Общество в адрес РД ТУП «ТоргЗЛиН» выставило счета-фактуры № 279 и № 280. РД ТУП «ТоргЗЛиН» экспортированную продукция оплатил простым векселем серии ВМ 2086034 на сумму 725 000 руб.

Факт экспорта Инспекцией не оспаривается.

В обоснование правомерности применения налоговой ставки 0% по вышеуказанному контракту Общество представило в Инспекцию контракт № 16/06 от 10.01.2006 г., третьи экземпляры заявлении №№ 82, 48 о ввозе товара, экспортируемого с территории РФ на территорию Республики Беларусь с отметкой налогового органа инопокупателя № 4156 от 14.09.2006 г. и № 3177 от 14.07.2006 г. соответственно, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов, копии международных товарно-транспортных накладных №№ 0009312, 0048594, 0009286, а также  спецификацию № 05 от 25.07.2006 г., спецификацию № 04 от 13.06.2006 г., товарные накладные № 369 от 27.07.2006 г., № 279 от 14.06.2006 г., № 280 от 14.06.2006 г., счета-фактуры № 369 от 27.07.2006 г., № 279

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 по делу n А35-4329/07-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также