Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А48-4528/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                              25 июня 2014 года

Дело №  А48-4528/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  18.06.2014

Постановление в полном объеме изготовлено    25.06.2014

 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Миронцевой  Н.Д.,

Семенюта Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной  Е.Г.,

при участии:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области: 

от закрытого акционерного общества «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания»:

Шепитько А.А. по доверенности №40 от 29.05.2014;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2014 по делу №А48-4528/2013 (судья Клименко Е.В.) по заявлению закрытого акционерного общества «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» (ОГРН 1025700829164, ИНН 5753028212) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (ОГРН 102570077533) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2013г. №05-297/2013,

 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» (ЗАО «ОПЭК», заявитель, Общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (Управление, ответчик, Управление Росприроднадзора) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.12.2013 №05-297/2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение требований Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», с наложением административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2014 признано незаконным и изменено постановление Управления Росприроднадзора от 3 декабря 2013г. №05-297/2013 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Обществу назначен административный штраф в размере 100 000 рублей. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, ЗАО «ОПЭК» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по следующим основаниям:

- ЗАО «ОПЭК» к выявленным нарушениям никакого отношения  не имеет, так  как не осуществляет деятельность, предусмотренную лицензией на  нерабочей  карте №3.

В заседании апелляционной инстанции представитель ЗАО «ОПЭК» не явился, о слушании дела  извещён надлежащим образом.

Представитель Управления Росприроднадзора требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав  и обсудив  пояснения  представителя Управления  Росприроднадзора, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:

21 октября 2013г. в Управление Росприроднадзора по Орловской области поступило информационное донесение по факту возгорания на полигоне бытовых отходов г.Орла (ул.Итальянская, д.33), из которого следовало, что 19.10.2013 в 20 час 44 мин. в оперативную дежурную смену ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Орловской области» от очевидца поступила информация о тлении мусора на полигоне твердых бытовых отходов г.Орла. Прибывшие на место происшествия пожарные Главного управления МЧС России по Орловской области обнаружили тление твердых бытовых отходов на площади до 400 кв.м., пролили очаги тления мусора, для предотвращения их повторного возникновения провели отсыпку грунтом поверхности полигона (л.д.42).

В связи с выявленным фактом государственным инспектором Управления Росприроднадзора Шепитько А.А. с участием генерального директора ЗАО «ОПЭК» Юраша А.С. 21.10.2013 проведен осмотр полигона ТБО, в ходе которого выявлено возгорание нерабочей карты №3 с обильным выделением дыма с южной стороны откоса, визуально выделялся один очаг возгорания, длиной около 100 м, а также установлено, что подъезд к пожарному водоему полигона ТБО не оборудован: отсутствуют площадка для подъезда специальной пожарной техники, приборы и техника для откачки воды из пожарного водоема; санитарно-защитная зона полигона ТБО г.Орла со стороны выезда с правой стороны завалена твердыми бытовыми отходами. Процессуально обследование территории оформлено актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.10.2013 №1 От-ШП, подписанным генеральным директором заявителя.

23 октября 2013г. ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области Половинкиным К.Е. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №09-297/2013 в отношении ЗАО «ОПЭК» по признакам административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.21, 8.5 КоАП РФ, копия которого 24 октября 2013г. вручена представителю Общества. Одновременно из определения усматривается, что пунктом 3 резолютивной части ЗАО «ОПЭК» разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.24.2, 25.1, 25.3, 25.5 КоАП РФ.

5 ноября 2013г. ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора Половинкиным К.Е. составлен протокол №1 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящих там вещей и документов, в котором отражено, что при осмотре третьей нерабочей карты полигона ТБО г.Орла установлено наличие на южной стороне карты трех незначительных участков задымленности, один из которых на момент осмотра проливался водой двумя сотрудниками полигона. В протоколе отражено, что изоляция откоса карты №3 проявляется сверху частично: средняя часть не изолирована и на ней, кроме отходов ТБО, находятся отработанные покрышки, использованные деревянные поддоны. Пожарный разрыв между картами №2 и №3 выделен, просыпан инертными отходами вперемежку с ТБО. Указанный осмотр проведен с участием двух понятых: Трошина В.И. и Юрасова С.М., а также генерального директора ЗАО «ОПЭК» и начальника отдела эксплуатации полигона Алехина С.А. Уведомлением от 15.11.2013 генеральный директор заявителя извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 20 ноября 2013г. в 15 час. 00 мин. в Управлении Росприроднадзора, каб. №18.

В указанное время ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Половинкиным К.Е. в присутствии эколога ЗАО «ОПЭК» Михалевой Е.С. составлен протокол об административном правонарушении №05-297/2013, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и состоящем в нарушении Обществом при эксплуатации полигона требований Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», что выразилось в локальном возгорании полигона ТБО, а также в наличии на неизолированной части карты №3 отходов, не предусмотренных условиями лицензии: отработанными покрышками (4 класс опасности).

Представитель ЗАО «ОПЭК», присутствовавший при составлении протокола, вменённого правонарушения не признал, указав в протоколе, что вины Общества в задымлении нет, а пожар произошёл в результате поджога.

В день составления протокола об административном правонарушении, 20.11.2013, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Половинкиным К.Е. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, которым рассмотрение дела об административном правонарушении №05-297/2013 назначено на 3 декабря 2013г. на 15часов 00 минут. Копия определения вручена представителю Общества Михалевой Е.С.

03.12.2013 ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора Половинкиным К.Е. в присутствии представителя Общества Михалевой Е.С. в отношении ЗАО «ОПЭК» вынесено постановление о назначении административного наказания №05-297/2013 за нарушение ст.8.2. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Оспаривая законность указанного постановления, ЗАО «ОПЭК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд области пришёл к выводу о доказанности Управлением Росприроднадзора состава вменённого Обществу правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений и оснований для освобождения ЗАО «ОПЭК» от административной ответственности.

Вместе с тем, установив отсутствие доказательств, обосновывающих правомерность назначения административным органом административного штрафа в размере 150 000 рублей за совершенное административное правонарушение, суд счёл необходимым признать незаконным и изменить постановление Управления Росприроднадзора по Орловской области от 03.12.2013г. №05-297/2013 в части размера наказания, снизив  размер штрафа до 100 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции находит изложенную правовую позицию суда первой инстанции верной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Полномочия  государственного инспектора по Орловской  области ведущего специалиста  - эксперта   отдела  экологического надзора Управления  Росприроднадзора Половкина  А.Е. на  вынесение  оспариваемого постановления   №05-297/2013 от 03.12.2013, предоставленные ст.23.29 КоАП РФ, п.5.3.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Приказом МПР России от 29.04.2005 №115, проверены  судом первой  и апелляционной  инстанций. Нарушений  в указанной  части не выявлено.

Статьёй 8.2 КоАП РФ  установлена  административная  ответственность граждан, должностных и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов включает хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов (каковыми признаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов: полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 г. №15331/11.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии со ст.11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А14-3071/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также