Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А48-4655/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 июня 2014 года                                               Дело № А48-4655/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 5 июня 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                           Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                      Скрынникова В.А.,

                                                                                                Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Киселёвой О.Н., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность № 70 от 25.11.2013,

от Муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла»: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2014 по делу № А48-4655/2013 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (ОГРН 1025700770974, ИНН 5701000343) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании недействительными решений от 30.09.2013 № 2538 и № 47, требования № 6071 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013,

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 30.09.2013 №2538 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и решения № 47 «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», требования № 6071 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2014 требования Предприятия удовлетворены частично. Решение Инспекции от 30.09.2013 № 2538 по п.2 в части начислении пени в сумме 78 241,06 руб. и требование № 6071 по состоянию на 16.12.2013 об обязании уплаты пени в сумме 78 241,06 руб. признаны недействительными.

В удовлетворении остальной части заявленных требований МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.03.2014 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Предприятие ссылается, что у него не возникло объекта налогообложения при выполнении работ по содержанию имущества, переданного ему в оперативное управление, затраты по которым компенсируются за счет субсидий из бюджета, так как при этом Предприятие не оказывало никаких услуг на возмездной основе, а обязанность содержать полученное в оперативное управление имущество предусмотрена нормами гражданского законодательства.

В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Предприятия – без удовлетворения.

По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой было отказано в удовлетворении требований Предприятия.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Инспекция о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявила, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 26.03.2014 лишь в обжалуемой части.

В судебное заседание не явился представитель Предприятия, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителя Предприятия.

Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа,  обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Предприятием была представлена в Инспекцию налоговая декларация  по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года, согласно которой НДС с сумм реализации и оплаты в счет предстоящих поставок исчислен в размере  4 039 929 руб. Налоговые вычеты составили 8 426 919 руб. Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 4 779 670 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 15.07.2013 № 2538, по результатам рассмотрения которого Инспекцией приняты решения от 30.09.2013:

№ 2538 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 396 159,20 руб., начислена пеня по состоянию на 30.09.2013 в сумме 140 171,76 руб. за неуплату НДС, Предприятию предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 4 656 910 руб.

№ 47 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», согласно которому МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» было отказано в возмещении и налога на добавленную стоимость в сумме 4 386 990 руб.

Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по налогу на добавленную стоимость и возмещения в сумме 4 386 990 руб., а также для предложения доплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 4 656 910 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном исключении налогоплательщиком из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года стоимости услуг по содержанию муниципального имущества, переданного ему в оперативное управление, в сумме 50 243 891 руб.

Указанная сумма, как установил налоговый орган, поступила Предприятию из местного бюджета города Орла.

Решением Управления ФНС России по Орловской области от 04.12.2013 № 190 жалоба Предприятия на решения Инспекции от 30.09.2013 № 2538 и № 47 оставлены без удовлетворения, решения Инспекции ? без изменения.

На основании решения от 30.09.2013 № 2538 в адрес МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» направлено требование № 6071 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2013, согласно которому Предприятию в срок до 13.01.2014 надлежало уплатить пени по НДС в сумме 140 171,76 руб., штраф по НДС в сумме 396 159,20 руб., недоимку в сумме 3 697 865 руб.

Не согласившись с решениями Инспекции от 30.09.2013 № 2538, № 47 и требованием № 6071, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что осуществленные Предприятием работы (услуги) по текущему содержанию улично-дорожной сети представляют собой по своему экономическому содержанию доход, полученный в результате выполнения работ, относящихся к уставной деятельности предприятия, который в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 143 НК РФ МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 153 НК РФ установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. НК РФ кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно абз.3 п.2 ст.154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, при определении налоговой базы не должны учитываться лишь субсидии, представляемые налогоплательщикам в связи с применением государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

На основании пункта 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со статьей 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.

В соответствии с п.14 решения Орловского городского Совета народных депутатов от 29.11.2011 №10/0157-ГС «О бюджете г. Орла на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» субсидии юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы образования, индивидуальным

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А14-11541/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также