Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А08-5307/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 мая 2014 года Дело № А08-5307/2013 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Андреещевой Н.Л., судей Маховой Е.В., Поротикова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевым В.В., при участии: от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Рыбниковой А.Н., представителя по доверенности №1-1-20/847 от 11.04.2014 (до перерыва), от Управления Федерального казначейства по Белгородской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом, от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещена надлежащим образом, от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещено надлежащим образом, от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от Департамента финансов и бюджетной политики по Белгородской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от Министерства регионального развития Российской Федерации: представитель не явился, извещено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 по делу № А08-5307/2013 (судья Байбаков М.А.) по исковому заявлению Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ОГРН 1023102363008, ИНН 3128013369) к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (ОГРН 1023101665025, ИНН 3124019779), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации, Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, Департамента финансов и бюджетной политики по Белгородской области, Министерства регионального развития Российской Федерации, о взыскании 1 081 413 руб., УСТАНОВИЛ:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ в лице Минфина РФ, ответчик), Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (далее – УФК по Белгородской области, ответчик) о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 081 413 руб. убытков, связанных с предоставлением жилого помещения гражданке Козловой К.В. Определением суда первой инстанции от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, Департамент финансов и бюджетной политики по Белгородской области, Министерство регионального развития Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 в удовлетворении исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области ссылается на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и приравненных к ним категорий граждан являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, а не Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в отсутствие соответствующего нормативного акта субъекта, возлагающего на субъект расходные обязательства, отсутствуют основания для возложения на Белгородскую область обязанности по возмещению понесенных истцом убытков, возникших в результате реализации муниципальным образованием социальной программы Российской Федерации. Судебное разбирательство откладывалось для обоснования сторонами своих позиций в споре. В настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, взыскав понесенные убытки за счет казны Российской Федерации. Ответчики и третьи лица в настоящее судебное заседание не явились, отзывы в материалы дела не представили. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ответчиков и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В настоящем судебном заседании объявлялся перерыв до 22.05.2014 (17.05.2014 и 18.05.2014 – выходные дни). Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 – отменить по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Козлова Ксения Владимировна, (страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378), Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 1230 от 06.04.2011 включена в список на внеочередное предоставление жилой площади. Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 22.05.2012 по делу № 2-1397/2012 на Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность предоставить Козловой Ксении Владимировне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 30.08.2012 решение от 22.05.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Старооскольского городского округа - без удовлетворения. Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между Администрацией Старооскольского городского округа и Козловой Ксенией Владимировной заключен договор социального найма № 54 от 25.04.2013 жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, а именно однокомнатной квартиры общей площадью 30,53 кв.м. по адресу г.Старый Оскол, м-н. Лебединец, д. 11, кв. 8. Согласно отчету № 04-000376/2 от 20.05.2013, составленному оценщиком Старооскольской торгово-промышленной палаты, рыночная стоимость предоставленной Козловой Ксении Владимировне квартиры по состоянию на 25.04.2013 составляет 1 081 413 руб. Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются для муниципального образования Старооскольский городской округ убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, Администрация Старооскольского городского округа обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о предъявлении настоящего иска к ненадлежащему ответчику, исходя из того, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма – за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции считает, что данные выводы арбитражного суда области основаны на неверном толковании норм материального права и сделанными без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения данного спора, по следующим основаниям. Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением мер социальной поддержки. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из части второй статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Козлова Ксения Владимировна была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения и поставлена на учет после 01.01.2005 года. Согласно статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди. В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А48-3336/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|