Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу n А64-5248/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

14 марта   2014 года                                     Дело № А64- 5248/2013

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта   2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта   2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Семенюта Е.А.,

судей                                                                                     Протасова А.И.,

                                                                                           Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,

при участии:

от Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области: Попова С.А., представителя по доверенности 68 АА 0517722 от 25.02.2014;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Росприроднадзор): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 декабря 2013 года по делу №А64- 5248/2013 (судья Л.И. Парфенова) по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Росприроднадзор) о признании незаконным действий и взысканию 551 718,23руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель) в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (далее - Росприроднадзор) по отказу в возврате Центральному банку РФ излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду; а также о взыскании излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в размере 551 718,23руб. (с учетом принятых судом уточнений).

Решением Арбитражного суда Тамбовкой области, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены, отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области в возврате Центральному банку Российской Федерации излишне уплаченных платежей признан незаконным. С Управления в пользу Центрального банка Российской Федерации взысканы излишне уплаченные за 2010-2012 годы платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 551 718,23 руб.

Не согласившись с принятым  судебным актом Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. При этом указывает, что у заявителя имелись отходы: пыль от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, обтирочный материал, загрязненный маслами, смет с территории, несортированный мусор от бытовых помещений организации, осадок от автомойки, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, отходы бумаги и картона, резиновые изделия. Податель жалобы не соглашается с выводом суда области о том, что за данный вид негативного воздействия на окружающую среду плата должна вноситься специализированной организацией, с которой у Банка заключены договоры, поскольку наличие договора, заключенного между заявителем и лицом, оказывающим услуги по захоронению отходов, а также факт оплаты этих услуг не освобождает собственника отходов от бремени внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Управление ссылается на то, что такими договорами не предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации с последующей обязанностью предоставления расчета платы за негативное воздействие и ее внесения.

Представитель Центрального Банка РФ против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене. В обоснование своих возражений указывает, что заявитель не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов, а значит вносить плату за негативное воздействие не обязан. Также указывает, что правовых обоснований связи деятельности Банка с негативным влиянием на окружающую среду Управлением не приведено, поскольку Банк не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Считает, что данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2009 №14561/08.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области на основании разрешения (лимита) на размещение отходов и документов первичного учета (счета-фактуры, акты выполненных работ и услуг по вывозу и размещению отходов) составлял расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за каждый отчетный период и осуществлял оплату.

Согласно представленным в материалы дела расчетам (л.д. 18, 28 т.10) Банк России произвел в 2010-2012гг. плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) в общей сумме 551 718,23руб., из них:

-за 2010г. было уплачено 173 649,92 руб. (1квартал – 40 055,95 руб., 2 квартал – 44 394,84 руб., 3 квартал – 44 759,93 руб., 4 квартал – 44 439,20руб.);

-за 2011год уплачено 183 437,39 руб.(1 квартал – 41 384,85 руб., 2 квартал – 46 683,54 руб., 3 квартал – 48 550,96 руб., 4 квартал – 46 818,04 руб.);

-за 2012 год уплачено 194 630,92руб.(1 квартал – 44 869,96 руб., 2 квартал – 48 443,23руб., 3 квартал – 50 174,87 руб., 4 квартал – 51 142,86 руб.).

Документами, подтверждающими факт оплаты данных сумм, являются   платежные поручения, копии которых представлены в материалы дела.

Между Банком (заказчик) и ООО «ТЭКО-Сервис» (исполнитель) заключались договоры на оказание услуг (работ) по сбору и размещению отходов. Предметом данных договоров являлась обязанность исполнителя по оказанию услуг по сбору и размещению на полигоне отходов производства и потребления – твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров, расположенных на территории заказчика и принадлежащих заказчику, а заказчик обязался оплатить указанные услуги в соответствии с расчетом объемов и стоимости услуг по сбору отходов; по письменной заявке заказчика исполнитель обязался оказывать услуги по сбору и размещению на полигоне сверхнормативных объемов отходов и крупногабаритного мусора за дополнительную плату.

Впоследствии, посчитав, что Банк не размещает отходы, поскольку им заключены со сторонними организациями договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов, заявитель представил в Росприроднадзор уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и просил возвратить на его расчетный счет плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 2010-2012гг в сумме 551721,13руб.

Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области был дан заявителю ответ о невозможности принять корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012гг. и осуществить возврат из средств бюджета плату за негативное воздействие на окружающую среду в указанной сумме.

В обоснование данного отказа Росприроднадзор сослался на то, что заявитель имеет утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и разрешение (лимиты) на размещение отходов, а также на то, что заявитель является собственником отходов,  и переход права собственности на отходы не предусмотрен договором по оказанию услуг по вывозу мусора.

Полагая незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Тамбовской области в возврате произведенных платежей, заявитель  обратился в арбитражный суд с рассмотренным требованием.

Удовлетворяя заявленное требование и признавая незаконным оспариваемый отказ Управления, суд первой инстанции  исходил из отсутствия правовых оснований для внесения заявителем платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 551 721,13 руб., поскольку Банк не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда верной исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания оспариваемых актов недействительными, действий (бездействия) незаконными, входит одновременно  наличие двух факторов: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 9 названного порядка предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 24.03.1993 № 190), установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

В пункте 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006г. №8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, из анализа приведенных норм вытекает обязанность физических и юридических лиц по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ, Закон об отходах).

В соответствии со статьей 23 названного закона с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу n А35-5603/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также