Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу n А48-3699/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

26 февраля 2014 года                                             Дело № А48-3699/2013

г. Воронеж                                                                                                             

           Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года

           Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Маховой Е.В.,

судей                                                                                     Андреещевой Н.Л.,

Владимировой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,

при участии:

от ОАО «Центральная ППК»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, 

от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, 

от субъекта РФ – Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, 

от РФ в лице Минфина России: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, 

от Центрального территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2013 г. по делу № А48-3699/2013 (судья Волкова Е.Н.) по иску открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» (ОГРН 1057749440781) к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695), при участии в деле третьих лиц: субъекта Российской Федерации – Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), Центрального территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796182015), о взыскании 13 922 руб. 02 коп. убытков,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «Центральная ППК», истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 13 922 руб. 02 коп., возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2012 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Центральное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил ответчика по делу, просил взыскать 13 922 руб. 02 коп. убытков с Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области за счет средств казны Орловской области   (т. 2, л.д. 73-80).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2013 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились.

От истца, ответчика и третьего лица - Департамента финансов Орловской области поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

Через систему «Мой арбитр» от ОАО «Центральная ППК» также поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от  27.12.2010 г. № 1163 утверждены Правила представления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).

Пунктом 7 данных Правил установлено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий устанавливается в размере 95 расходного обязательства. В соответствии с п. 6 Правил субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в п. 1 Правил, на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

Постановление Правительства Орловской области от 02.07.2012 г.  № 218 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2012 год» (далее - Порядок предоставления ежемесячной компенсации) определена дополнительная мера социальной поддержки обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде 50-процентной скидки от стоимости проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Пунктом 1 Порядка предоставления ежемесячной компенсации предусмотрено, что льготы по тарифам на проезд обучающихся предоставляются в период с 01.01.2012 г. по 15.06.2012 г. включительно и с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. включительно.

Во исполнение вышеуказанных правовых актов между ОАО «Центральная ППК» (исполнитель) и Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (заказчик) заключен договор от 06.07.2012 г. № 127-Д/12 о предоставлении субсидий из бюджета Орловской области для ежемесячной компенсации потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2012 год (далее договор, т. 1 л.д. 38-42).

Условиями договора предусмотрено, что истец должен обеспечить перевозки обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с предоставлением 50% скидки от действующего тарифа обучающимся, при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Орловской области в период с 01.01.2012 г. по 15.06.2012 г. не позднее 20.07.2012 г. и за сентябрь-ноябрь 2012 г. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь 2012 г. - до 20.12.2012 г.

Пунктом 2.3 договора установлено, что ответчик обязуется осуществлять в пределах выделенных ему на указанные цели средств компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта за предоставленные транспортные услуги с 01.01.2012 г. по 15.06.2012 г. не позднее 20.07.2012 г., за сентябрь-ноябрь 2012 г. не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь 2012 г. - до 20.12.2012 г.

В соответствии с Правилами, Порядком и соглашением о предоставлении в 2012 году субсидии и договором предоставление указанной льготы в июле и августе 2012 г. не предусмотрено.

Согласно п. 2.1.1 договора исполнитель обязуется обеспечить перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с предоставлением 50% скидки от действующего тарифа обучающимся, при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Орловской области. Исполнитель в силу п. 2.1.2 договора обязался предоставлять заказчику отчет о суммах средств, подлежащих компенсации по форме, предоставленной в приложении 1 к настоящему договору, отчет о перевозке пассажиров предприятиями пригородного комплекса по форме, предоставленной в приложении № 2 к настоящему договору, и счет на оплату компенсации потерь в доходах в связи с установлением льготы на транспортные услуги за каждый месяц: с 01.01.2012 г. по 15.06.2012 г. не позднее 10.07.2012 г. и с сентября 2012 г. по ноябрь 2012 г. не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным; за декабрь 2012 г. – не позднее 10.12.2012 г. на основании предварительного расчета компенсации в объеме, не превышающем среднемесячный размер субсидии за истекший период.

Как следует из материалов дела в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. истцом было перевезено обучающихся и соответственно оформлено проездных документов с 50 % скидкой на территории Орловской области на сумму 4 402 278 руб. 70 коп., что подтверждается ежемесячными отчетами перевозчика (т.1, л.д. 47-133). Фактически Орловская область компенсировала 4 388 356 руб. 68 коп. Разница между суммой возмещенных потерь в доходах перевозчика и фактических, возникших в результате предоставления льготного проезда обучающимся в 2012 году составила 13 922 руб. 02 коп. (4 402 278 руб. 70 коп. - 4 388 356 руб. 68 коп.).

Неполное возмещение расходов на предоставление льгот послужило основанием для обращения ОАО «Центральная ППК» в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными пра­вовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим рас­ходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответст­вующего бюджета.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надле­жащего публичного образования компенсации в виде не полученной с по­требителя платы.

В п. 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), статьи 26.3 Федерального за­кона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Полномочия органов государственной

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу n А08-5037/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также