Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А35-6238/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 февраля 2014 года Дело № А35-6238/2013 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Владимировой Г.В., судей Андреещевой Н.Л., Маховой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Землянухиной В.В., при участии: от открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска»: Гриневич Н.Ю., представитель по доверенности б/н от 09.10.2013, от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом, от Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.11.2013 по делу № А35-6238/2013 (судья Побережная Н.В.) по иску открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (ОГРН 1054639155878, ИНН 4632058429) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (ОГРН 1024600953398, ИНН 4629015471) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области, о взыскании 25 282 192 руб. 52 коп. убытков, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далее – ОАО «ПАТП г. Курска», истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (далее – РФ в лице УФК по Курской области, ответчик), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ в лице Минфин России, ответчик) о взыскании 25 282 192 руб. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки населению в виде льгот на услуги общественного транспорта в 2012 году в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 18-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 и др. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области (далее – третье лицо). Определением Арбитражного суда Курской области от 23.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Курской области от 29.11.2013 исковые требования ОАО «ПАТП г. Курска» удовлетворены в части взыскания с РФ в лице Минфин России за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 25 282 192 руб. 52 коп. В удовлетворении исковых требований к РФ в лице УФК по Курской области отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просила его отменить и принять по делу новый судебный акт. В судебном заседании представитель ОАО «ПАТП г. Курска» с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей. Выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы РФ в лице Минфин России и отмены решения арбитражного суда области не имеется в связи со следующим. Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 17.02.2005 Администрацией Курской области принято постановление № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области». Пунктом 1 указанного постановления установлено, что на территории Курской области социальным проездным документом является единый социальный месячный проездной билет, дающий право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме транспортных средств категории М1 (типа «Газель») для льготных категорий граждан, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (включенные в федеральный регистр) соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О ветеранах» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Стоимость единого социального билета с 01.04.2008 по 01.04.2010 установлена в размере 150 руб., с 01.04.2010 – 200 руб., с 01.07.2011 – 250 руб. 19.03.2008 Администрацией Курской области принято постановление № 73, которым утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан. Данным постановлением определены условия и особенности распределения средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, средств областного бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Курской области. Истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки пассажиров на платной основе в Курской области. 15.01.2012 между истцом и Комитетом транспорта и связи Курской области был заключен договор № 544, с учетом дополнительных соглашений № 1 от 02.02.2012, № 2 от 07.02.2012, № 3 от 01.03.2012 , № 4 от 06.03.2012, № 5 от 05.04.2012, № 6 от 06.04.2012, № 7 от 03.05.2012, № 8 от 10.05.2012, № 9 от 04.06.2012, № 10 от 06.06.2012, № 11 от 05.07.2012, № 12 от 12.07.2012, № 13 от 06.08.2012, № 14 от 09.08.2012, № 15 от 10.09.2012, № 16 от 11.09.2012, № 17 от 05.10.2012, № 18 от 08.10.2012, № 19 от 02.11.2012, № 20 от 06.11.2012, № 21 от 06.12.2012, № 22 от 19.12.2012, предметом которого являлось установление взаимных обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Курской области в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области». При осуществлении пассажирских перевозок истец предоставлял льготы, установленные Федеральными Законами Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 и приравненных к ним. Согласно пункту 2.1 договора истец обязался предоставлять в 2012 году проезд отдельным категориям граждан по социальному билету в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 17 февраля 2005 года №7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области». Комитет промышленности, транспорта и связи обязался возмещать ОАО «ПАТП г. Курска» расходы в связи с предоставлением права проезда отдельным категориям граждан по единому социальному месячному проездному билету (далее – ЕСПБ) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Администрации Курской области № 12-па от 27.01.2010. Расчетным путем истец определил полную стоимость реализованных федеральным льготникам проездных билетов, которая составила 29 009 934 руб. 24 коп., сумма, полученная от реализации ЕСПБ, составила 2 240 350 руб. 87 коп., перечислено истцу на основании вышеуказанных договоров 1 487 390 руб. 85 коп. Ссылаясь на неполное возмещение расходов на предоставление льгот из федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных к РФ в лице Минфин России исковых требований и наличии в связи с этим оснований для их удовлетворения. В удовлетворении исковых требований к РФ в лице УФК по Курской области отказано. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом судебная коллегия исходит из следующего. Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Во исполнение Закона № 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 № 7 на территории Курской области установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников). Стоимость такого билета с 01.04.2008 по 01.04.2010 была установлена в размере 150 руб., с 01.04.2010 – в размере 200 руб., с 01.07.2011 – 250 руб. Введенный указанным Постановлением ЕСПБ предоставлял гражданам льготных категорий Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А35-3338/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|