Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 по делу n А64-5755/06-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда полностью и принять новый с/а

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

26 апреля 2007 года                                                            Дело №А64-5755/06-13

город Воронеж                                                                                                 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2007 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                  Шеина А. Е.,

судей                                                                                             Михайловой Т. Л.,

                                                                                                       Протасова А. И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.02.2007 года по делу №А64-5755/06-13 (судья Пряхина Л. И.),

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Никулина Анатолия Алексеевича – представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тамбовской области - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

от Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области - Васяхиной О. А., главного юрисконсульта, доверенность от 22.02.2007 года, Жаворонковой Е. А., начальника отдела персонифицированного учета, доверенность от 18.04.2007 года,

                                                      

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Никулин Анатолий Алексеевич (далее – ИП Никулин А. А., предприниматель) обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тамбовской области (далее – Межрайонная ИФНС России №2 по Тамбовской области) о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за период в сумме 2 400 руб., взыскании морального вреда в размере 5 000 руб., обязании предоставить льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Решением от 12.02.2007 года по делу №А64-5755/06-13 Арбитражный суд Тамбовской области обязал налоговый орган возвратить предпринимателю страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 400 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

ИП Никулин А. А. в представленном в суд отзыве от 12.02.2007 года возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.

Налоговый орган в представленном отзыве от 13.04.2007 года №03-12/02402 поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Предприниматель, Межрайонная ИФНС России №2 по Тамбовской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19.04.2007 года объявлялся перерыв до 26.04.2007 года.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует изменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, представленных квитанций от 03.04.2006 года ИП Никулин А. А. уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 400 руб., в том числе за декабрь 2004 года в сумме 150 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 100 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 50 руб., за 2005 год в сумме 1 800 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 1 200 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 600 руб., за 1 квартал 2006 года в сумме 450 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 300 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 150 руб.

ИП Никулин А. А. является инвалидом Советской Армии и получает пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данные факты подтверждаются удостоверением №339408 от 08.07.1976 года, справкой ГУ – УПФ РФ в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области от 09.04.2007 года.

Полагая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 2 400 руб. являются излишне уплаченными в связи с тем, что он получает пенсию по инвалидности, предприниматель обратился с заявлением о возврате уплаченных страховых взносов Межрайонную ИФНС России №2 по Тамбовской области.

Письмом от 08.08.2006 года №07-14/03551 инспекция сообщила, что предприниматель не имеет права на возврат уплаченных страховых взносов, так как правовые основания для возврата страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.

Посчитав, что вышеуказанные действия инспекции нарушают его права, ИП Никулин А. А. обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части обязания налогового органа возвратить страховые взносы в сумме 2 400 рублей, суд первой инстанции сделал вывод о том, что военные пенсионеры не обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. При этом суд не учтел следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, назначается пенсия по инвалидности в соответствии с данным законом, а не в соответствии с Федеральным законом от 12.03.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службу, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 6 Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 этого же Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, в отличие от права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которое не связывается законодателем с уплатой страховых взносов, право на трудовую пенсию реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Таким образом, ИП Никулин А. А., получающий пенсию по инвалидности, имеет право на получение трудовой пенсии по старости, что подразумевает уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Данная позиция нашла свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года №223-О.

Статьей 28 Закона №167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Вместе с тем, как усматривается из пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года №164-О, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Учитывая изложенное, ИП Никулину А. А., дата рождения 26.05.1956 года, в 2005 - 2006 годах следовало уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченные предпринимателем в 2005 – 2006 годах в сумме 750 руб., являются излишне уплаченными.

В соответствии со статьей 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона №167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

 Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года №116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации» возврат плательщикам излишне

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 по делу n 14-9567-2006/392/32. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также