Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2007 по делу n А36-3147/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

19 апреля 2007 года                                                         Дело №А36-3147/2006

город Воронеж                                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2007 года.                                                                                                                                                                               

Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2007 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Шеина А. Е.,

судей                                                                                          Михайловой Т. Л.,

                                                                                                    Протасова А. И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.02.2007 года по делу №А36-3147/2006 (судья Бессонова Е. В.),

при участии в судебном заседании:

от Липецкой городской общественной организации инвалидов детства и колясочников «Мечта» – Швыркова Г. Ю., представителя по доверенности от 20.11.2006 года,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка – Мотова М. В., главного специалиста эксперта по доверенности от 19.04.2007 года, Батищевой Л. П., главного государственного налогового инспектора по доверенности от 19.04.2007 года,

                                                       

УСТАНОВИЛ:

Липецкая городская общественная организация инвалидов детства и колясочников «Мечта» (далее – ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта», организация) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка (далее – ИФНС России по Правобережному району г.Липецка, инспекция) от 31.10.2005 года №789 в части доначисления единого социального налога в сумме 6 530 200 рублей, пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 1 947 639 рублей, привлечения к ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1 306 040 рублей (с учетом уточнения требований).

Инспекция заявила встречное требование о взыскании с общества налоговых санкций за неуплату единого социального налога в сумме 1 309 467 рублей.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 02.02.2007 года по делу №А36-3147/2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, встречные требования инспекции удовлетворены в части взыскания с общества налоговых санкций в сумме 3 427 рублей. В удовлетворении остальной части встречных требований отказано.

Не согласившись с решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права.

ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога за период с 07.08.2003г. по 31.12.2005г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г.

По результатам проверки составлен акт №1264 от 29.08.2006г., принято решение №789 от 31.10.2006г. Пунктом 1 резолютивной части решения организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме 1 309 467 руб. В пункте 2 налогоплательщику предложено уплатить единый социальный налог в сумме 6 547 333 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 949 359 руб.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности, доначисления единого социального налога, пени за его несвоевременную уплату явился вывод налогового органа о том, что организация неправомерно пользуется льготой в отношении уплаты единого социального налога, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Не согласившись с решением, ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо.

Исходя из положений указанной статьи, применение льготы зависит от совокупности условий: 1) юридическое лицо должно быть общественной организацией инвалидов; 2) членство инвалидов и их законных представителей должно составлять не менее 80 процентов от общего числа членов организации.

В связи с тем, что НК РФ не разъясняет понятия «общественная организация», «общественная организация инвалидов» и «члены общественной организации», то в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской организации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что членами общественной организации являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих объединений (часть 6 статьи 19 данного Федерального закона).

Учредители организации автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что членство пяти учредителей организации не вызывает сомнений.

В силу пункта 5.1 раздела 5 Устава ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» членами организации могут быть физические лица - граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет - инвалиды и их законные представители, разделяющие уставные цели и задачи организации и принимающие участие в ее деятельности.

Члены организации - инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80 % от числа членов организации (пункт 5.2).

Прием в члены организации осуществляется Правлением организации на основании индивидуальных письменных заявлений граждан, в которых должна быть указана заинтересованность этих лиц в совместном решении Уставных задач организации. Статус члена организации является приобретенным после вынесения решения Правлением организации о принятии в члены и уплаты членского взноса (пункт 5.2).

Таким образом, положения абзацев 1 и 2 п.5.2. Устава содержат взаимоисключающие условия, так как абзац 1 предполагает членство исключительно из числа инвалидов и их законных представителей, тогда как абзац 2 указывает на членство в организации иных лиц.

Для подтверждения количества инвалидов и их законных представителей, являющихся членами организации, ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» на основании требования налогового органа представила 445 учетных карточек.

Указанные карточки с соответствующими приложениями содержат сведения о конкретном лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, семейное положение, профессия, жилищные условия, группа и причина инвалидности, паспортные данные), к карточкам помимо иных сведений прилагается заявление о приеме в общество инвалидов.

Полагая, что данные документы указывают на членство в организации, налоговый орган провел анализ их соответствия Федеральному закону от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Уставу организации.

По результатам данного анализа налоговым органом из числа членов организации были исключены: 99 членов Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (по причине отсутствия личных заявлений, на основе анализа свидетельских показаний руководителя Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной      общественной      организации      Всероссийского      общества      инвалидов Мирошниченко В.А., а также в связи с отсутствием данных о правопреемстве организаций); 3 человека, написавших заявление о приеме в членство за периодом проверки; 4 ребенка-инвалида до 18 лет, написавших заявление от собственного имени.

Таким образом, при проведении проверки налоговый орган полагал, что состав льготной категории членов организации составляет 339 человек.

Как установлено материалами дела, по результатам рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика руководителем налогового органа было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которым назначено проведение допросов свидетелей, с соблюдением требований статьи 90 НК РФ, и дополнительное изучение полученных документов.

В результате указанных мероприятий налоговым органом было допрошен 101 человек, в том числе 18 человек из числа бывших членов Октябрьского районного отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которые изначально исключены налоговым органом из числа членов организации, и 83 человека из числа 339 членов организации, учитываемых налоговым органом при расчете показателей применительно к требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Все вышеперечисленные лица свое членство в организации опровергли, что явилось основанием для их исключения налоговым органом из числа членов организации.

В результате в качестве основной расчетной величины налоговым органом взято 264 человека (339 первоначальный показатель - 83 свидетеля, опровергших свое членство в организации + 8 человек, данные на которых представлены налогоплательщиком в возражениях).

Выводы налогового органа сведены в итоговой таблице, где по соответствующим месяцам указаны показатели численности членов, состоящие из трех категорий: инвалиды со справками, инвалиды без справок, лица, представляющие интересы несовершеннолетних детей-инвалидов. При этом к числу «льготной категории» отнесены исключительно инвалиды со справками. Лица, представляющие интересы несовершеннолетних детей-инвалидов, к данной категории не отнесены, так как инспекция полагает, что законный представитель несовершеннолетнего инвалида детства может быть членом организации, но не может учитываться в составе 80 % лиц «льготной категории».

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными выводами в силу следующего.

К законным представителям инвалидов в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся родители, усыновители, опекуны и попечители.

Все лица, из указанных в категории «лица, представляющие интересы несовершеннолетних» являлись родителями (опекунами) несовершеннолетних детей-инвалидов.

Ни положения Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни подпункт 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ не ставят возможность предоставления льготы только в зависимость от наличия статуса - законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Отношение показателей из категории «инвалиды со справками» и «лица, представляющие интересы несовершеннолетних детей-инвалидов» к общему числу членов организации составляет более 80% в каждом периоде. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.

Таким образом, ЛГОО инвалидов детства и колясочников «Мечта» правомерно пользуется льготой по уплате единого социального налога, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Налоговым органом не представлено доказательств фактов недобросовестного пользования организацией льготой с целью уменьшения налоговой нагрузки, отсутствие взаимосвязи характера деятельности организации с целями ее создания.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ИФНС России по Правобережному району г.Липецка от 31.10.2005 года №789 следует признать недействительным

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2007 по делу n А48-3670/06-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также