Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2007 по делу n А35-283/06-С21. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 марта 2007 года Дело №А35-283/06-С21 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2007 года. Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2007 года. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шеина А. Е., судей Михайловой Т. Л., Протасова А. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучниной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилсервис №5» на решение Арбитражного суда Курской области от 08.11.2006 года по делу №А35-283/06-С21 (судья Ольховиков А. Н.), при участии в судебном заседании: от муниципального унитарного предприятия «Жилсервис №5» – Ходанович В. А., представителя, доверенность от 12.04.2006 года, Финошина Н. Н., адвоката, доверенность от 01.09.2006 года, от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Жилсервис №5» Чуйкова А. А. – представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску – Чернышевой В. В., главного специалиста-эксперта, доверенность от 09.01.2007 года №0411/174, УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис №5» (далее – МУП «Жилсервис №5», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Курску (далее – ИФНС России по г.Курску, инспекция) от 02.12.2005 года №13-11/102 (с учетом уточнения). Налоговый орган заявил встречное требование о взыскании с предприятия налоговых санкций в сумме 964 863 рубля по решению от 02.12.2005 года №13-11/102. Решением Арбитражного суда Курской области от 08.11.2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Встречное требование ИФНС России по г.Курску удовлетворено в части взыскания с МУП «Жилсервис №5» налоговых санкции в сумме 482 431 рубль 50 копеек. В удовлетворении остальной части встречных требований отказано. Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права. Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 30.01.2007 года №04-17/9926. Конкурсный управляющий МУП «Жилсервис №5» Чуйков А. А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. На основании статьи 163 в судебном заседании 01.03.2007 года объявлялся перерыв до 05.03.2007 года. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности муниципального унитарного предприятия «Ремонтно эксплуатационное управление №1 города Курска» (в настоящее время – МУП «Жилсервис №5»), по результатам которой составлен акт №13-11/189 от 11.11.2005 года. 02.12.2005 года ИФНС России по г.Курску принято решение №13-11/102, которым предприятие привлечено к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 964 863 рублей, взыскан налог на добавленную стоимость в сумме 4 824 313 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1 058 352 рубля. Не согласившись с решением, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 01.01.2004 года. До 01.01.2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному обслуживанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых в счет целевых расходов в домах жилищностроительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду). В пункте 5 статьи 38 НК РФ дано понятие услуги, которой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятий «предоставление в пользование жилых помещений» и «жилищный фонд». Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора. В соответствии со статьей 671 ГК РФ жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем, то есть обязуется оказать услугу в виде предоставления в пользование (владение) жилого помещения за плату. В силу статьи 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма, заключаемому по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Законом РФ от 24.12.1992 года №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» также установлено, что собственник жилья взимает с нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения плату за предоставленное жилое помещение. Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в проверяемом периоде в редакциях от 17.04.2001 года и от 25.07.2002 года, предусматривалось, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, заключаемого в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер. В соответствии со статьями 55-57 Жилищного кодекса РСФСР наниматели жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда обязаны были вносить ежемесячную плату за пользование жилым помещением (квартирную плату) в установленном размере и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги), взимаемую помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам. Услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности представляет собой деятельность собственника жилого помещения или уполномоченного им лица по предоставлению гражданам за плату в пользование жилых помещений и по поддержанию предоставляемых жилых помещений и общего имущества жилого дома в состоянии, пригодном для постоянного проживания. С указанной услугой сопряжено также предоставление нанимателям различных коммунальных услуг, необходимых для эксплуатации жилья, являющихся отдельными услугами, не включаемыми в услугу по предоставлению в пользование жилых помещений. Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается только плата, взимаемая наймодателем за предоставление в пользование жилых помещений по договорам найма. От налогообложения также освобождаются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов. В соответствии со статьями 19 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и 49.1 Жилищного кодекса РСФСР граждане имели право на приобретение жилья в частную собственность путем приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В силу статей 289, 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (общие помещения, конструкции и оборудование дома). Согласно статье 210 ГК РФ с переходом права собственности на жилое помещение к собственнику переходит бремя содержания принадлежащих ему жилого помещения и доли в общем имуществе дома. Осуществление указанных функций может быть передано собственником по договору иным лицам, в частности, государственным и муниципальным жилищно-эксплуатационным организациям, однако, в указанной ситуации оказание услуг по содержанию жилья осуществляется не на основании договора найма, а на основании договора оказания соответствующих услуг, являющегося возмездным. Учитывая, что плата за такие услуги не является платой за пользование жилыми помещениями (квартирной платой), а также то, что налоговое законодательство не относит эксплуатационные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений, к льготируемым услугам при налогообложении налогом на добавленную стоимость, за исключением услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оплата которых осуществляется за счет целевых расходов в домах жилищностроительного кооператива, услуги по содержанию жилья, оказываемые собственникам приватизированного жилья, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Как следует из оспариваемого решения, налоговым органом сделан вывод о неуплате предприятием налога на добавленную стоимость в сумме 4 824 313 рублей с выручки, полученной от оказания услуг по технической эксплуатации, ремонту, содержанию нежилого фонда и придомовых территорий, выполнения работ по текущему и капитальному ремонту нежилого фонда. В силу статьи 146 НК РФ данные операции являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доначисление налога на добавленную стоимость и пени за его несвоевременную уплату является обоснованным. Довод заявителя о несоблюдении налоговым органом при принятии оспариваемого решения пункта 3 статьи 101 НК РФ правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям. В силу пункта 6 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. Факт неправильного исчисления предприятием в спорный период налога на добавленную стоимость подтверждается материалами дела. Так, из оспариваемого решения, акта выездной налоговой проверки, пояснений инспекции следует, что вывод о неуплате налога на добавленную стоимость сделан в результате исследования ведомостей по поступлению выручки от квартиросъемщиков за оказанные услуги, сбору платежей населения, налоговых деклараций, книг продаж. За оказываемые предприятием услуги с жильцов взималась соответствующая плата, ставки которой утверждались постановлениями Администрации г. Курска без учета налога на добавленную стоимость. Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 года №118-ФЗ выручка от оказания названных услуг частично (в части, относящейся к содержанию жилья, сданного в наем) освобождалась от налогообложения налогом на добавленную стоимость, частично (в части, касающейся оказания услуг по содержанию приватизированного жилья) подлежала налогообложению налогом на добавленную стоимость. В силу пункта 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в целях налогообложения. Из представленных материалов дела и пояснений сторон следует, что раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, налогоплательщиком не велся, не восстановлен такой учет и в ходе проведения выездной налоговой проверки и в процессе рассмотрения спора, несмотря на предложение суда о проведении сверки фактических обстоятельств по делу. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. МУП «Жилсервис №5» не представлено каких-либо доказательств реализации услуг, льготируемых в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Представленная Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2007 по делу n А08-4447/06-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|