Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу n А35-9384/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2010 года                                                       Дело № А35-9384/2009

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2010 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.

судей                                                                                     Ольшанской Н.А.,

                                                                                               Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

 

от Инспекции ФНС России по г.Курску: Щербаковой А.А., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 № 04-27/000102,

от ОАО «Курскгаз»:  представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2009 г. по делу № А35-9384/2009 (судья Левашов А.А.) по заявлению Открытого акционерного общества «Курскгаз» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения в части,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Курскгаз» (далее - ОАО «Курскгаз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по  г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску, Инспекция) о признании недействительным решения № 15-11/75 от 10.07.2009 г. в части привлечения Общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 383 372 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость; начисления пени в размере 297 303,92 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 5 750 579,06 руб. (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2009 года заявленные требования удовлетворены, решение № 15-11/75 от 10.07.2009 г. Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о привлечении ОАО «Курскгаз» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части:

привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 383 372 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость;

начисления пени в размере 297 303,92 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость;

начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 5 750 579,06 руб., в том числе:

за октябрь 2006 г. – 155 774,91 руб.; за ноябрь 2006 г. – 127 188 руб.; за декабрь 2006 г. – 85 130 руб.; за январь 2007 г. – 125 600,36 руб.; за февраль 2007 г. – 294 055,33 руб.; за март 2007 г. – 327 619,49 руб.; за апрель 2007 г. – 307 578,50 руб.; за май 2007 г. – 259 491,54 руб.; за июнь 2007 г. – 221 155.98 руб.; за июль 2007 г. – 343 603,24 руб.; за август 2007 г. – 294 794,40 руб., за сентябрь 2007 г. – 243 953,23 руб.; за октябрь 2007 г. – 194 979,11 руб.; за ноябрь 2007 г. – 155 753,10 руб.; за декабрь 2007 г. – 109 853,87 руб.; за 1 квартал 2008 г. – 713 090,08 руб.; за 2 квартал 2008 г. – 843 380,20 руб.; за 3 квартал 2008 г. – 947 573,43 руб.

С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы в размере 2000 руб. по государственной пошлине.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на положения пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым, налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом Инспекция полагает, что денежные средства, перечисленные Обществу из бюджета на возмещение расходов, понесенных Обществом в связи с реализацией сжиженного газа категориям населения Курской области по льготным ценам, увеличивают налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании п.п.2 п.1 ст.162 НК РФ и представляют собой часть выручки от реализации. 

В обоснование данного довода Инспекция ссылается на положения  п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

 По мнению Инспекции, в том случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретенных ими материальных ресурсов  или на покрытие убытков, связанных с применением льгот, а на  оплату подлежащих обложению НДС услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

В судебное заседание не явилось Общество, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Общества.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО «Курскгаз» и его структурных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.10.2006 г. по 30.09.2008 г., составлен акт № 15-11/33 от 11.06.2009.

Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение № 15-11/75 от 10.07.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе, за неуплату налога на добавленную стоимость (НДС) по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в сумме 413 625 руб. (с учетом снижения суммы штрафа в 3 раза на основании п. 3 ст. 114, п. 1 ст. 112 НК РФ), доначислен НДС в сумме 6 204 377,74 руб., пени по НДС в размере 349 484,33 руб.

Решение Инспекции в оспоренной Обществом  части мотивировано тем, что денежные средства, полученные Обществом из бюджета в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей при реализации газа, представляют собой часть выручки за поставленный газ и получены в счет увеличения доходов в связи с его реализацией отдельным категориям населения, в связи с чем на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации полученный Обществом суммы подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.

Общество обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган, решением Управления ФНС по Курской области от 11.09.2009 г. жалоба ОАО «Курскгаз» была оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции в части, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость  установлен статьями 153 - 162 НК РФ.

   Согласно п.1 ст.154 НК РФ  налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В силу п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Исходя из положений п.13 ст.40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации  для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ и действующего в спорный период) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Также с 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен третьим абзацем, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При реализации услуг льготным категориям граждан, пунктом 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлен специальный порядок расчета размера платы, согласно которому в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Судом первой инстанции установлено, что в 2006-2008 гг. Общество реализовывало населению сжиженный газ, в том числе гражданам, использующим предусмотренные федеральным законодательством льготы по тарифам, установленным Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области № 35 от 20.06.2006 г., № 64 от 29.09.2006 г. и № 135 от 19.12.2007 г. «О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Курскгаз» населению Курской области», которые установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

При этом, для отдельных потребителей законодательством установлены льготные тарифы на газ, следовательно, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.

Так, согласно п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50 процентов.

В соответствии с пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлена скидка в размере не ниже 30% от установленной платы за пользование газом.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 2 Закона Курской области "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" ветеранам труда в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50%.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Закона Курской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» лицам, подвергшимся политическим репрессиям в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50%.

Газ по льготным тарифам реализовывался также в соответствии со ст.14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 4 Порядка возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу n А35-2795/09-С8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также