Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А14-8026-2009/195/28. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

15 февраля 2010 года                                             Дело № А14-8026-2009/195/28

город Воронеж                                                                                          

    

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года

         Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2010 года

 

  Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                        Михайловой Т.Л.,

                                                                                  Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 по делу № А14-8026-2009/195/28 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Комбинат мясной «Воронежский» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Склядневой Н.Б., начальника юридического отдела по доверенности № 04-04/0006; Майгуровой Н.И., заместителя начальника отдела выездных проверок по доверенности № 04-04/31422 от 14.12.2009,

от налогоплательщика: Лучко Е.В., представителя по доверенности № 5 от 01.01.2010,

                                                      

                                                       УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Комбинат мясной «Воронежский» (далее – ОАО «Комбинат мясной «Воронежский», Общество, налогоплательщик) обрати­лось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отражении на лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. и об обязании Инспекции устранить нарушения прав Общества, которые выражены в незаконном включении суммы 200 541 руб. в карточку «Расчеты с бюджетом» и отражении ее в лицевом счете налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме. Действия Инспекции, выразившиеся в отражении на лицевом счете ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. признаны незаконными; на Инспекцию возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов ОАО «Комбинат мясной «Воронежский», которые выражены в незаконном отражении суммы 200 541 руб. НДФЛ в лицевом счете налогоплательщика и включении ее в карточку «Расчеты с бюджетом».

Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с неправильным применением норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на отсутствие у него оснований для невключения в справку № 55 от 05.05.2009, послужившую основанием для возникновения рассматриваемого спора, задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб.,  ссылаясь на документальное подтверждение указанной задолженности по налогу и отсутствие доказательств исполнения Обществом своей обязанности налогового агента. Инспекция полагает, что пропуск сроков на взыскание задолженности не является основанием для её исключения из карточки «Расчеты с бюджетом». Также Инспекция считает не обоснованной ссылку суда (в подтверждение отсутствия у Общества спорной задолженности) на наличие определений Арбитражного суда Воронежской области от 04.06.1999 и от 19.07.2000 по делу № А14-24/99/11/3б (в рамках дела о банкротстве Общества), согласно которым в составе установленной задолженности Общества по налогам не имелось задолженности по НДФЛ в размере 200 541 руб.    

Общество в представленном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения,  а решение арбитражного суда первой инстанции – без изменения. Считает, что судом сделан обоснованный и правомерный вывод о том, что Инспекцией не доказано наличие задолженности как таковой; сумма недоимки по НДФЛ в размере 200 541 руб. отражена в лицевом счете налогоплательщика ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» с нарушением действующего налогового законодательства, поскольку, не отражает действительных обязательств налогоплательщика, наличие ее не доказано налоговым органом, указанная сумма включена налоговым органом в лицевой счет по прошествии почти 10-ти  лет.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.02.2010 объявлялся перерыв до 08.02.2010.

В продолженное судебное заседание представители налогового органа не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении инспекции о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, по результатам сверки задолженности налогового органа и Общества по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), Инспекцией установлен факт недостоверной конвертации данных о задолженности по НДФЛ из системы ПРО (старое программное обеспечение) в систему ЭОД в 2004 году. Как следует из пояснений Инспекции исх. № 04-04/31423 от 14.12.2009, при осуществлении переноса данных из одного программного продукта в другой, для того, чтобы не происходило автоматических «зачетов» программой данных о задолженности по актам проверок текущими платежами налогового агента по уплате НДФЛ, в карточки расчетов с бюджетом суммы налога, доначисленные ранее по проверкам, вводились с признаком «налог – санкция». При переносе информации из предыдущего программного обеспечения в используемое инспекцией в настоящее время доначисленные суммы с признаком «санкция» (спорная задолженность по налогу и начисленный по проверкам штраф) программой были суммированы.  Данный факт был установлен Инспекцией только в 2008 году, что  послужило основанием для восстановления в лицевом счете ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» недоимки по НДФЛ по актам прошлых лет в сумме 200 541руб.

Причины отражения в 2008 году указанной задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствующем лицевом счете Общества, были разъяснены Обществу Инспекцией письмом № 15-18/21366 от 29.08.2008, в котором  налоговый орган сообщил, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб. была перенесена в 2008 году в лицевой счет ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» на основании актов выездных налоговых проверок № 08-08/39 ДСП от 12.04.1999 и № 07-08/351 ДСП от 11.10.2002. Также налоговым органом сообщено, что всего по состоянию на 29.08.2008 в лицевом счете ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» по налогу на доходы значится: пени по налогу на доходы (пени по актам проверок) – 427 504, 47 руб., штраф – 62 657, 80 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц (НА) по актам прошлых лет – 200 541 руб., пени (начислено программно) – 72 716, 68 руб.

Посчитав незаконными действия Инспекции по отражению в лицевом счете налогоплательщика задолженности по налогу на доходы физических лиц суммы недоимки по налогу в размере 200 541 руб., ОАО «Комбинат мясной «Воронежский» обратился с Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим  заявлением.

На основании представленных в материалы дела документов, судом  первой инстанции установлено, что сумма задолженности по подоходному налогу (впоследствии администрируемого как «НДФЛ») по актам проверок прошлых лет Общества как налогового агента в размере 200 541 руб. была «восстановлена» в лицевом счете ОАО «Комбинат мясной «Воронежский», на основании результатов налоговых проверок, проведенных в 1999 и 2002 годах, а также решений арбитражного суда по спорам об обжаловании налогоплательщиком данных решений налогового органа, частично признавших решения инспекции недействительными.

Так, по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.1996 по 01.02.1999, на основании постановления № 08-8/39 от 26.04.1999, налоговым органом было доначислено: подоходный налог в сумме 288 843 руб., пени в сумме 136 281 руб., штраф в сумме  67 536 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2000  указанное постановление было признано недействительным в части доначисления подоходного налога в сумме 76 213 руб., пени в сумме 53 149 руб., штрафа в сумме 36 506 руб. (л.д. 85-86).

По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.02.1999  по 01.01.2002, на основании решения № 07-08/203 ДСП от 15.11.2002 о привлечении к налоговой ответственности (л.д. 87), подлежало взысканию: подоходный налог в сумме 470 637 руб., пени в сумме 361 265,47 руб., штраф в сумме 51 601,40 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2003г. указанное решение инспекции было признано недействительным в части взыскания подоходного налога в сумме  312 498 руб., пени в сумме  705,39 руб., штраф в сумме 19 973,6 руб. (л.д. 88-89).

По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2002 по 01.09.2003 было вынесено решение № 07-08/118 от 10.11.2002, Обществу были начислены пени в сумме 34 349,21 руб.

В соответствии с нормами Закона РФ от  07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» и главы 23 НК РФ плательщиками налога являются физические лица, за счет имущества которых подлежат уплате в бюджет соответствующие суммы этих налогов, а обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет возложена на налогового агента.

Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.

При этом налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента по представлению в налоговый орган какой-либо отчетности, отражающей суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога. Следовательно, в лицевом счете (карточке расчетов с бюджетом) налогового агента отражаются  суммы подоходного налога (НДФЛ) уплаченные налоговым агентом в бюджет, а также суммы налога, пени, штрафа по результатам выездных налоговых проверок – в случае установления фактов ненадлежащего исполнения налоговым агентом своей обязанности по исчислению (удержанию, перечислению) налога в бюджет, в отношении которого он выступает налоговым агентом.

В материалы дела Обществом представлены платежные поручения об уплате  НДФЛ, доначисленного по результатам вышепоименованных налоговых проверок: 06.11.2003 была произведена уплата НДФЛ в сумме 170 228 руб. по п/п № 1149 с назначением платежа «погашение задолженности» (л.д. 115) и п/п № 618 от 05.11.2003 –  уплата пени в сумме 34 349,21 руб. Указанные платежные документы отражены налоговым органом в соответствующем лицевом счете Общества.

Как усматривается из приведенного налоговым органом расчета (л.д. 82), «восстановленная» в лицевом счете Общества в 2008 году сумма НДФЛ представляет собой задолженность по налогу, установленную вступившими в законную силу решениями арбитражных судов (по делам об обжаловании вышеуказанных постановления инспекции от 26.04.1999 и решения инспекции № 07-08/203 ДСП), за минусом суммы, уплаченной Обществом в добровольном порядке (288 843 + 470 637 - 76 213 - 312 498 – 170 228 = 200 541 руб.).

Из представленных Инспекцией в материалы дела выписок из лицевого счета (за 1999-2003 годы – хронологий расчетов) Общества по подоходному налогу (с 2002 года – НДФЛ)  соответственно за 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы (л.д. 90-106) усматривается, что результаты вышепоименованных налоговых проверок (начисления), решений арбитражного суда (уменьшения) и уплата налога Обществом отражены налоговым органом в лицевых счетах в соответствующих периодах.

Также из указанных документов усматривается, что сальдо по налогу в сумме 212 632 руб., числящееся в лицевом счете Общества на 31.12.2003 (до конвертации данных из одной программы в другую),  по состоянию на 01.01.2004 (после конвертации) имеет значение 0 руб., между тем, как сальдо по штрафу, имевшее на 31.12.2003 значение 62 657, 80 руб. по состоянию на 01.01.2004 имеет значение 275 287, 80 руб.

Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. № ММ-3-10/138@ (с последующими изменениями) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Ранее порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», инструкцией № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 № ВГ-3-13/23 (с последующими изменениями).

В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы обязаны вести карточки «Расчеты с бюджетом» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.

Разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А08-5831/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также