Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу n А36-2008/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2010 года                                                    Дело №А36-2008/2009

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2010 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи                               Протасова А.И.

судей                                                                        Свиридовой С.Б.,

                                                                                  Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Липецкая городская энергетическая компания»: Иванниковой С.В., главного специалиста-начальника общеправового отдела юридического управления по доверенности №24 от 01.12.2009;

от Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области: Широкова Д.А., главного специалиста отдела государственного контроля по доверенности №492 от 02.03.2009, Мартынец А.В., консультанта правового управления по доверенности от 04.02.2010;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2009 по делу №А36-2008/2009 (судья Захарова Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Липецкая городская энергетическая компания» к Управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании незаконным и отмене полностью постановления №457 от 28.04.2009 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

 

 Открытое акционерное общество «Липецкая городская энергетическая компания» (правопреемник ООО «Липецкая городская энергетическая компания») (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области о признании незаконным и отмене полностью постановления №457 от 28.04.2009 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области.

Решением от 02.12.2009 суд удовлетворил заявленные требования.

Полагая, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

При этом, Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области ссылается на то, что суд безосновательно удовлетворил заявленные требования, поскольку состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, в действиях общества подтверждается представленными материалами дела.

Кроме того, Управление полагает, что суд неверно посчитал, что Общество осуществляет деятельность не по транспортировке отходов, а по водоотведению на основании «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее правила ВКХ), утверждённых Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999, поскольку это не входит в диспозицию ст.8.2. КоАП РФ.

В соответствии с терминологией указанных правил "водоотведение" - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения. В этой связи заявитель жалобы полагает, что данный термин применим лишь в правилах ВКХ, подразумевая под собой передачу хозбытовых стоков из пункта «А» в пункт «Б», что по существу означает ни что иное как транспортировку отходов. Водоотведение как термин, в том смысле, который определил законодатель для всех природопользователей на территории РФ, приведён в Водном кодексе РФ и означает совсем иное - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты и в этом смысле, действительно, не подходит под диспозицию ст.8.2. КоАП РФ.

Деятельность же по водоотведению фактически осуществляет не Общество, а МУП «Липецкая станция аэрации», которая производит сброс уже очищенных сточных вод в р.Воронеж.

Общество, в свою очередь, осуществляет только транспортировку отходов МУП «Липецкая станция аэрации» на основании договора от 06.11.2008 и должно нести ответственность за аварийный сброс транспортируемых отходов на почву.

В судебное заседание Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании 05.02.2010 суд апелляционной инстанции по ходатайству ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» в порядке ст.ст.48, 159, 184, 266 АПК РФ произвел процессуальную замену ООО «Липецкая городская энергетическая компания» на ОАО «Липецкая городская энергетическая компания».

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция установила следующее.

Из материалов дела следует, что в период с 30 марта по 24 апреля 2009 на основании приказа начальника Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области №218 от 23.03.2009 главным специалистом отдела госконтроля Ширковым Д.А. было проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением ООО «ЛГЭК» требований законодательства в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов.

В ходе проведения указанного мероприятия был выявлен факт нарушения обществом требований ч.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3.2.1, подпункта «в» п.3.2.6, п.3.2.9, подпункта «а» п.3.2.31 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 №168, а именно 16.04.2009 в р-не ГСК «Лонжерон» по ул.Полиграфическая г.Липецка сброс собственной канализационной системой неочищенных хозяйственно-бытовых стоков (код отхода- 9510000000000) на почву при осуществлении эксплуатации участка канализационной сети на правах собственника.

24.04.2009 главным специалистом отдела государственного контроля Ширковым Д.А. в отношении общества был составлен протокол №411 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.  

28.04.2009 заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области Якуниной В.Н. было вынесено постановление №457, в соответствии с которым ООО «ЛГЭК» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Посчитав указанное постановление незаконным, общество обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его таковым и отмене.

Разрешая спор по существу, суд пришел к обоснованному выводу  об отсутствии в действиях ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, следовательно, отсутствии оснований для привлечения последней к административной ответственности за данное правонарушение.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными, и полагает при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим. 

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологиче­ские, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Феде­рации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, вести в установленном порядке учет образовавшихся от­ходов, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что Управлением экологии и природных ресурсов в действиях ОАО «Липецкая городская энергетическая компания» выявлен факт нарушения требования п.3.2.1, подпункта «в» п.3.2.6, п.3.2.9, подпункта «а» п.3.2.31 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 №168, выразившийся в сброс собственной канализационной системой неочищенных хозяйственно-бытовых стоков (код отхода- 9510000000000) на почву при осуществлении эксплуатации участка канализационной сети на правах собственника.

Вместе с тем, административным органом дана неверная квалификация совершенного Обществом правонарушения, что подтверждается следующим.

Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.2.17 Устава ООО «ЛГЭК» основной целью деятельности общества является получение прибыли. Для достижения поставленной цели общество в установленном законодательством порядке осуществляет, в том числе деятельность по удалению и обработке сточных вод.

Таким образом, ООО «ЛГЭК» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность по водоотведению, а не транспортированию отходов.

Для реализации вышеуказанной цели обществом заключаются в предусмотренном действующим законодательством порядке договоры энергоснабжения, что подтверждается материалами дела.

01.03.2006 между ООО «ЛГЭК» (энергоснабжающая организация) и ОАО «Компания Росинка» (абонент) был заключен договор №160403/013/1, предметом которого согласно п.1.1 являются отпуск (получение) питьевой воды

из системы водоснабжения и прием (сброс) сточных вод в систему канализации.

06.11.2008 между МУП «Липецкая станция аэрации» и ООО «ЛГЭК» (абонент) был заключен договор на очистку сточных вод в объеме не более 62,1 млн.м в год.

Взаимоотношения между сторонами вышеназванных договоров регламентируются «Правилами пользования...», о чем в них имеется соответствующая ссылка.

Во время проведения плановой проверки в отношении ООО «ЛГЭК» в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 16.04.2009 поступило сообщение о том, что из канализационного колодца в 50 м от гаражного кооператива «Лонжерон» в Логу идет сброс сточных вод на почву.

Согласно акта комиссии ООО «ЛГЭК» от 16.04.2009, телеграммы общества от 17.04.2009 №28, направленной в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, 16.04.2009 в ходе осмотра канализационного колодца на самотечном канализационном коллекторе Ду=700мм в районе ГСК «Лонжерон» по ул.Полиграфическая (19 микрорайон) был обнаружен засор, при устранении которого из колодца были извлечены посторонние крупногабаритные предметы (куски согнутых металлических труб, обломок абестоцементной трубы Д=100 мм, длиной 1,5 м, ветви деревьев, доски, камни, тряпки и др.), которые попали в него через открытый канализационный люк, чугунная крышка которого была украдена неизвестными лицами.

Из акта технического расследования причин аварии, случившейся 16.04.2009 с 12 час. 25 мин. до 12 час. 35 мин. на самотечном коллекторе Ду=700 мм в районе ГСК «Лонжерон» по ул.Полиграфическая, от 24.04.2009 следует, что причинами аварии явилось засорение канализационного колодца крупногабаритными твердыми бытовыми отходами, не обеспечение бесперебойной работы канализационных сетей, своевременного устранения засоров и исключения случаев сброса стоков на рельефной местности, виновным признан мастер цеха по эксплуатации канализационных сетей ООО «ЛГЭК».

Таким образом,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу n А64-2782/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также