Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А14-10372-2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 февраля 2010 года                                                    Дело №А14-10372-2009

г. Воронеж                                                                                                   245/26

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2010 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Семенюта Е.А.

судей                                                                                        Протасова А.И.

                                                                                                  Сергуткиной В.А. 

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от ОАО «Мясокомбинат Лискинский»: Панус И.А. - представитель по доверенности б/н от 21.09.2009 г.,

от Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области: Дубровская Е.Г. - представитель по доверенности б/н от 01.11.2007,

Скофенко Л.И. - представитель по доверенности б/н от 30.07.2008, удостоверение №6, действительно до 23.11.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Мясокомбинат Лискинский» и Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 года по делу №А14-10372-2009/245/26 (судья Федосеева И.В.) по заявлению открытого акционерного общества «Мясокомбинат Лискинский» к Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Мясокомбинат Лискинский» (далее по тексту – ОАО «Мясокомбинат Лискинский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Администрация) по переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО «Мясокомбинат Лискинский» из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы», площадью 42 080 кв.м., кадастровый номер 36:14:0013003:0021, расположенным по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Коммунистическая, д. 90, на право собственности путем продажи по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка, а также об обязании Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Мясокомбинат Лискинский», подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО «Мясокомбинат Лискинский».

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 года по делу №А14-10372-2009/245/26 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие, обязав Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Мясокомбинат Лискинский» путем принятия предусмотренных законом мер по заявлению Общества.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Мясокомбинат Лискинский» и Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

ОАО «Мясокомбинат Лискинский» в апелляционной жалобе просит изменить обжалуемое решение в части отраженных в мотивировочной части решения выводов суда об изменении разрешенного использования земельного участка в настоящее время в связи с принятием Генерального плана городского поселения город Лиски 18.09.2009 г. и невозможности обязать ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы» и направить его ОАО «Мясокомбинат Лискинский», а также в части не указания в резолютивной части решения суда на обязанность Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование «размещение производственной базы», площадью 42 080 кв.м, кадастровый номер 36:14:0013003:21, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Коммунистическая, 90, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка и направить его ОАО «Мясокомбинат Лискинский».

Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области просит отменить решение суда первой инстанции как необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Основным нормативным обоснованием правовой позиции Администрации является ссылка на статью 39 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Администрация указывает на то, что в настоящее время фактическое состояние объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, является неудовлетворительным, поскольку физический износ зданий составляет 70 и более процентов.  

По мнению Администрации, непредоставление в собственность земельного участка Обществу соответствует балансу публичных и частных интересов, поскольку Общество на протяжении длительного времени умышленно не исполняет свои обязанности землепользователя, ссылаясь на привлечение ОАО «Мясокомбинат Лискинский» к административной ответственности за допущенные нарушения в виде захламления земельного участка строительным мусором. Администрация также ссылается на то, что в 2005 году на территории мясокомбината произошла авария в компрессорном цехе с выбросом большого количества аммиака, в связи с чем в настоящее время использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и объектом капитального строительства, расположенным на нем, не представляется возможным, так как это приведет к нарушению требований санитарных норм.

Представитель ОАО «Мясокомбинат Лискинский» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области в судебном заседании просят отменить решение суда первой инстанции как необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании 26.01.2010 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 28.01.2010 г.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение представителей ОАО «Мясокомбинат Лискинский» и Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области, апелляционная инстанция установила следующее.

В соответствии с Планом приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденным Решением Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области № 793 от 02.12.1992 г., ОАО «Мясокомбинат Лискинский» принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 42 080 кв.м., кадастровый номер 36:14:0013003:0021, расположенном по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Коммунистическая, 90.

Право собственности на указанные объекты недвижимости  (более 10) зарегистрировано Обществом в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации от 27.05.2002 г. и 21.08.2002 г.).

В соответствии с постановлением Городского комитета Администрации города Лиски и Лискинского района от 02.07.2001 г. № 954 «О закреплении земельного участка за  ОАО  «Мясокомбинат Лискинский»  земельный  участок площадью 42 080 кв.м. предоставлен Обществу в бессрочное (постоянное) пользование под размещение производственной базы. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2006 г. по делу №А14-21484/2005/163а/16б ОАО «Мясокомбинат Лискинский» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

27.05.2009 г. ОАО «Мясокомбинат Лискинский» обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность.

Учитывая, что Администрацией не было предпринято никаких действий по данному заявлению, проект договора в адрес Общества направлен не был, ОАО «Мясокомбинат Лискинский» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области о признании незаконным бездействия Администрации, ссылаясь на нарушение прав Общества по оформлению земельного участка, определению его рыночной стоимости, что также приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства, возможности реализации имущества.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией не предоставлено доказательств законности и обоснованности бездействия по переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО «Мясокомбинат Лискинский» на право собственности. При этом суд, сделав вывод об изменении разрешенного вида использования участка,  обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия предусмотренных законом мер по заявлению ОАО «Мясокомбинат Лискинский» от 27.05.2009 г., не указав конкретную меру.

В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено  что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия)  органа местного самоуправления  законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия)   закону  или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст.13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года.

Согласно положениям пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В качестве правомерности непредоставления Обществу в собственность земельного участка Администрация указала на то обстоятельство, что Решением Совета народных депутатов городского поселения город Лиски Лискинского

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу n А64-5365/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также