Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу n А14-8612-2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 декабря 2009 года                                                     Дело № А14-8612-2009

г. Воронеж                                                                                                   229/26 

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Семенюта Е.А.

судей                                                                                         Протасова А.И.

                                                                                           Сергуткиной В.А. 

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от ООО  «Мостдорпроект-плюс»: Биньковский О.В. - представитель по доверенности б/н от 21.12.2009 г.,Кузьменко И.Н. - представитель по доверенности б/н от 21.12.2009 г.;

от Верхне-Донского Управления Ростехнадзора: Калинина Л.Г. - заместитель руководителя по доверенности №01-27/1851 от 15.12.2009 г., удостоверение №00399 от 14.05.2005 г.,Кукушкина И.В. - начальник отдела экологического нормирования и администрирования платежей за негативное воздействие по доверенности №1-27/1850 от 15.12.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мостдорпроект-плюс» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2009 г. по делу № А14-8612-2009/229/26 (судья Федосеева И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мостдорпроект-плюс» к Верхне-Донскому Управлению Ростехнадзора о признании незаконными действий

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Мостдорпроект-плюс» (далее по тексту - Общество, ООО «Мостдорпроект-плюс») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Управление, Верхне-Донское Управление Ростехнадзора) о признании незаконными требования, предъявленного Управлением ООО «Мостдорпроект-плюс» о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления; а также взимание Управлением с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2009 г. по делу № А14-8612-2009/229/26 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Мостдорпроект-плюс» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, то обстоятельство, что деятельность Общества образует отходы производства и потребления, не влечет возникновение у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, полагая, что обязанность платы лежит лишь на лицах, специализирующихся на виде деятельности по размещению отходов.

Представители ООО  «Мостдорпроект-плюс» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители Верхне-Донского Управления Ростехнадзора в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителей ООО  «Мостдорпроект-плюс» и Верхне-Донского Управления Ростехнадзора, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что Верхне-Донское Управление Ростехнадзора обратилось к ООО «Мостдорпроект-плюс» с требованием, выраженным в письме от 7.04.2009 г., о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления с разъяснением порядка определения платы, предоставления расчетов.

Письмом № 15-27/126 от 30.06.2009 г. Управление также разъяснило Обществу обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимость представить расчеты платы и погашения задолженности в срок до 10.07.2009 г., указав, что в случае отказа от добровольной уплаты материалы в отношении ООО «Мостдорпроект-плюс» будут направлены в соответствующие органы для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество добровольно уплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако, полагая действия Управления незаконными, ссылаясь на то, что не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Мостдорпроект-плюс» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Общества имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления, действия Управления Ростехнадзора не противоречат закону.

Суд апелляционной инстанции находит данную позицию арбитражного суда области верной с учетом следующего.

В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.

Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено  что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта  государственного органа или акта органа местного самоуправления  законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону  или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица /ст.13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации /.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Облагаемой базой являются выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.

Из смысла названной нормы Закона вытекает, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.

Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Согласно статье 1 Закона №7-ФЗ загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок).

Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. N 344.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с Порядком по утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 N 459 форме и утвержденному Порядку заполнения и представления формы расчета платы.

Как следует из Устава ООО «Мостдорпроект-плюс» (пункт 3.3), а также пояснительных записок, предоставленных генеральным директором  Общества, предметом деятельности организации является, в том числе, проектирование дорог и мостов.

Для осуществления своей деятельности Общество арендует по договору №9 субаренды нежилого помещения от 01.08.2006 г. нежилые помещения №№6,7, часть помещения №10 и часть помещения №27 общей площадью 133,5 кв.м., расположенные в здании литер А по адресу: г. Воронеж, ул. Ленина, д.73 в состоянии, позволяющем их нормальную эксплуатацию.

Указанный договор был заключен на срок с 01.08.2006 г. по 30.06.2007 г. (пункт 4.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 01.05.2009 г. к договору субаренды нежилого помещения №9 от 01.08.206 г. срок действия договора продлен на срок с 01.05.2009 г. по 31.03.2010 г. на прежних условиях.

Согласно договору субаренды арендатор обязуется, в том числе нести ответственность за загрязнение окружающей среды перед природоохранными организациями (пункт 2.2.2).

Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора, наделенным полномочиями по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, применению предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, было установлено, что в результате деятельности ООО «Мостдорпроект-плюс» образуются бытовые отходы 5 класса опасности (картон, офисная бумага, лампы накаливания и люминесцентные лампы, использованные картриджи).

Вывоз твердых бытовых и подобных им коммунальных отходов Общества с целью их захоронения на полигоне ТБО осуществляет ОАО «Работница».

Указанное обстоятельство подтверждается пояснительными записками Общества, а также письмом ОАО «Работница» от 14.04.2009 г. за исх. №01-131, согласно которому вывоз бытовых отходов в количестве 22,5 куб.м. от арендатора ООО «Мостдорпроект-плюс» осуществляется по договору №09-6-0168 от 13.01.2009 г.

Согласно пояснительной записке Общества всего вывезено во втором квартале 2008 г. 5,4 куб.м. или 1, 36 т., в первом квартале 2009 г. 5,4 куб.м. или 1,36 т. Состав отходов – мусор от бытовых помещений организаций несортированный.

Общество указывает, что располагает свои отходы на контейнерной площадке  на территории принадлежащего ОАО «Работница» здания.

Факт образования в результате деятельности ООО «Мостдорпроект-плюс» отходов производства также подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 квартал 2009 г., пояснительными записками Общества, письмами Управления, направленными в адрес Общества.

Имеющейся в материалах дела налоговой декларацией ООО «Мостдорпроект-плюс» за 2008 г. подтверждается факт ведения организацией деятельности в 2008 г.

Следовательно, законом на организацию возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая, что указанная

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу n А08-4714/2008. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить частично  »
Читайте также