Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по делу n А48-3304/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 декабря 2009 года                                                    Дело № А48-3304/2009 

г. Воронеж                                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Свиридовой С.Б.,

судей                                                                                     Скрынникова В.А.,

Осипова М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от ИП Комиссаровой Елены Александровны: Захарова В.В., представителя, доверенность № 1 от 07.08.2009 г., паспорт серии 95 01 № 136134 выдан УВД г. Абакана Республики Хакасия 01.08.2001 г.;

от Государственного Учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области: представители не явились, надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Комиссаровой Елены Александровны на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2009 года по делу № А48-3304/2009 (судья А.В. Володин), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Комиссаровой Елены Александровны к Государственному Учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области о признании недействительным решения № 91 от 01.06.2009 г.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Комиссарова Елена Александровна (далее - ИП Комиссарова Е.А., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в Кромском районе, Учреждение) о признании недействительным решения от 01.06.2009 г. № 91 «О взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя», в соответствии с которым, надлежит уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 2 576 руб. и начисленные на нее пени в сумме 115 руб. 45 коп. (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2009 г. по делу № А48-3304/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ИП Комиссарова Е.А., ссылаясь на нарушение норм материального права, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предпринимателя.

В обоснование апелляционной жалобы ИП Комиссарова Е.А. ссылается на то обстоятельство, что суд неправильно квалифицировал понятие «экстраординарности» обстоятельств, предусмотренное Информационным письмом Президиума ВАС РФ № 107 от 11.04.2008 г. По мнению Предпринимателя, выполнение требований регистрирующего органа (налоговая инспекция) по получению подписей в обходном листе не позволило ей своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Указывает на то, что вручение обходного листа и устные пояснения к нему являются экстраординарным обстоятельством, воздействовавшим на ИП Комиссарову Е.А.

Представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства, без учета фактических обстоятельств дела.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 18.12.2009 г. объявлялся перерыв до 25.12.2009 г. (с учетом выходных дней).

Представители ГУ УПФ РФ в Кромском районе, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Указанное обстоятельство, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела по существу, вследствие чего дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Предпринимателя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комиссарова Елена Александровна (12.05.1957 г.р., уроженка г. Тула, проживающая по адресу: 303472, Орловская область, Кромской район, село Кривчиково) зарегистрирована налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица 14.09.2007 г. за основным государственным регистрационным номером 307574125700010, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 06.04.2009 г.

По состоянию на 27.08.2009 г. ИП Комиссарова Е.А. прекратила предпринимательскую деятельность, что подтверждается копией Свидетельства от 27.08.2009 г. серия 57 № 001128259 и выпиской ЕГРИП от 27.08.2009 г. № 789.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167- ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Согласно пункта 5 указанных Правил, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год» стоимость страхового года в 2008 г. утверждена в размере 3 864 рубля.

К страхователям, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, утвержденной, Постановлением Правительства Российской Федерации 7.04.2008 г. № 246 , применяются пункт 2 (в части освобождения от уплаты фиксированного платежа, направляемого на накопительную часть трудовой пенсии лиц 1966 года рождения и старше) и пункт 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 г. № 582.

Согласно правовой позиции, отраженной в п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 г. № 79 индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Таким образом, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.

При этом в соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 г. № 107 суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Как усматривается из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ГУ УПФ РФ в Кромском районе от 01.06.2009 г. № 91, Предприниматель сослалась на наличие обстоятельств, носящих исключительный (экстраординарный) характер.

Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод Предпринимателя, ввиду следующего.

Согласно ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «...государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»... Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи...».

Конституционный Суд в Определении от 12.05.2005 г. № 210-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудновец Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введен в действие с 01 июля 2002 г. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ был опубликован в Российской газете № 224 от 28.10.2008 г., в ступил в день его опубликования).

Из материалов дела видно, что Комиссарова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица 14.09.2007 г., на основании вышеуказанного Федерального закона № 129-ФЗ.

Поскольку, ИП Комиссарова Е.А. работала на профессиональной основе, то есть как предприниматель, то она должна была знать о порядке регистрации прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Действующее законодательство допускает возможность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разъяснениями по вопросам, касающимся его предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что обратившись в налоговый орган, Предпринимателю был разъяснен порядок прекращения предпринимательской деятельности, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ и от главного налогового инспектора Инспекции Леньковой О.В. получен обходной лист.

В последующем, вплоть до августа 2009 г. ИП Комиссарова Е.А. предусмотренные ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ документы в инспекцию не представила.

Поскольку, выдача обходного листва Федеральным законом 08.08.2001 г. № 129-ФЗ не предусмотрена, следовательно, отсутствие обходного листа не может повлиять на факт регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

При этом, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда области относительно того, что выдача обходного листа никоем образом не препятствовала Предпринимателю своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по делу n А36-2660/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также