Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А14-8586/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 декабря 2009 года                                            Дело  № А14-8586/2009/220/28

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года

В полном объеме постановление изготовлено  21 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи –                                 Ольшанской Н.А.,

судей –                                                                            Скрынникова В.А.,

Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2009 по делу № А14-8586/2009/220/28 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зюзина Александра Васильевича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области № 20 от 27.03.2009 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области № 12-21/07165 от 19.05.2009,

при участии в судебном заседании:

от МИФНС России № 3 по Воронежской области: Семакина А.И., начальника юридического отдела по доверенности № 03-05/04741 от 26.05.2009,

от УФНС России по Воронежской области: Елфимова И.С., главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности № 07-11 от 16.03.2009;

от налогоплательщика: Зюзина А.В., паспорт серии 20 01 № 780327, выдан Борисоглебским ГРОВД Воронежской области 30.01.2002,

УСТАНОВИЛ:

 

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зюзин Александр Васильевич (далее – Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области (далее – Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее – УФНС России по Воронежской области) о признании недействительными: решения № 20 от 27.03.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенного Инспекцией; решения № 12-21/07165 от 19.05.2009, вынесенного УФНС России по Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции № 20 от 27.03.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». В удовлетворении требования о признании недействительным решения № 12-21/07165 от 19.05.2009, вынесенного УФНС России по Воронежской области,  Главе КФХ отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом,  Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и отказать в удовлетворении требований Главе КФХ.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что Глава КФХ на момент проведения проверки не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а являлся лишь руководителем КФХ., сохранившего статус юридического лица, поэтому не является налогоплательщиком единого социального налога. Также неправомерным представляется налоговому органу вывод суда первой инстанции о том, что УФНС России по Воронежской области, оставляя апелляционную жалобу Главы КФХ без удовлетворения, не изменило правового статуса решения Инспекции, самостоятельно не нарушая права и законные интересы Главы КФХ, не возлагая дополнительных обязанностей и не создавая иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 07.12.2009 объявлялся перерыв до 14.12.2009.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зюзина Александра Васильевича, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

По результатам проведенной проверки Инспекцией составлен акт № 10-833 от 26.02.2009, на основании которого вынесено решение № 20 от 27.03.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 7 010 руб., в том числе за неуплату ЕСН в ФБ – 1 278 руб., ЕСН в ФФОМС – 601 руб., ЕСН в ТФОМС – 5 131 руб. Кроме того, Главе КФХ доначислен ЕСН в сумме 35 048 руб., в том числе ЕСН ФБ – 25 654 руб., ЕСН ФФОМС – 3 005 руб., ЕСН ТФОМС – 6 389 руб., а также пени в сумме 7 469 руб. (ФД – 5 468 руб.,  ФФОМС  –  643 руб., ТФОМС – 1 358 руб.).

Решением УФНС России по Воронежской области № 12-21/07165 от 19.05.2009, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Главы КФХ, решение МИФНС России № 3 по Воронежской области № 20 от 27.03.2009 оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными решениями, Глава КФХ Зюзин А.В. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требование заявителя о признании недействительным решения Инспекции № 20 от 27.03.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», суд первой инстанции исходил из того, что Глава КФХ Зюзин А.В. на момент проведения проверки не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а являлся лишь руководителем крестьянского (фермерского) хозяйства и, в силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, может признаваться предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Администрацией города Борисоглебска Воронежской области постановлением от 1 февраля 1995 года №107 было зарегистрировано в качестве юридического лица Крестьянское (фермерское) хозяйство Зюзина А.В. (далее – Крестьянское хозяйство); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 36 № 001123062, зарегистрировано за основным государственным номером 1023600610802.

Указанное Крестьянское хозяйство состоит на учете в Инспекции, о чем имеется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 36 №0045755.

Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривал, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица.

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством или свойством, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином, который и будет являться главой фермерского хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 74-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проверки) крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на момент проведения проверки и по настоящее время Крестьянское  хозяйство являлось и является юридическим лицом, поскольку воспользовалось своим правом на временное сохранение статуса юридического лица.

Поскольку Глава КФХ Зюзин А.В. в установленном законом порядке не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, судом первой инстанции сделан вывод, что налоговая проверка могла быть проведена только в отношении Крестьянского хозяйства как юридического лица, а не в отношении Главы КФХ Зюзина А.В., не имеющего статуса индивидуального предпринимателя.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции применительно к обязанности по уплате единого социального налога основан на ошибочном толковании.

Признание главы фермерского хозяйства предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (пункт 2 статьи 23 ГК РФ) является юридическим фактом, в силу которого глава фермерского хозяйства приобретает предпринимательскую (гражданскую) правоспособность.

В то же время в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) дано понятие «индивидуальные предприниматели», используемое в целях налогового законодательства; к данной категории в целях налогообложения, отнесены, в том числе, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. То есть определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а оговоренная в статье 11 НК РФ норма-дефиниция предназначена для применения исключительно в целях налогообложения.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 235 главы 24 НК РФ индивидуальные предприниматели (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года), в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, отнесены к налогоплательщикам единого социального налога.

Таким образом, в целях исчисления и уплаты единого социального налога главы крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и сохраняющих статус юридических лиц, признаются налогоплательщиками единого социального налога, то есть приобретают налоговую правоспособность независимо от организационно-правовой формы осуществления деятельности возглавляемым им крестьянским (фермерским) хозяйством.

В то же время, ошибочный вывод суда первой инстанции не привел  к принятию неправильного решения.

Согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав КФХ, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 236 НК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2007 года, для налогоплательщиков - глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2006 году обложение ЕСН доходов указанных лиц производилось в аналогичном порядке на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 236 НК РФ (в ранее действовавшей редакции).

В силу пункта 3 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, в том числе глав КФХ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

В силу статьи 242 НК РФ дата получения доходов в целях исчисления единого социального налога определяется как день фактического получения соответствующего дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, в соответствии с которым полученные предпринимателем доходы и понесенные им расходы должны являться взаимосвязанными и соответствующими друг другу. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (кассовый метод).

Судом апелляционной инстанции установлено, что вывод о занижении Главой КФХ налоговой базы по единому социальному налогу за 2006 и 2007 годы и, соответственно, неисчислении налога, сделан налоговым органом только на основании сведений Крестьянского хозяйства, указанных в главной книге Крестьянского хозяйства по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», 51 «Расчетный счет», а также в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

При этом правильность внесения Крестьянским хозяйством в регистры бухгалтерского учета данных первичных документов Инспекцией не проверялась, что следует из обжалуемого решения и представленного Инспекцией акта проверки.

Как следует из текста решения Инспекции, налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога определена Главе КФХ исходя из показателей формы № 2 как «прибыль до налогообложения».

Такой подход Инспекции представляется суду апелляционной инстанции не обоснованным.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» является составной частью бухгалтерской отчетности организаций. Согласно пункту 21 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2009 по делу n А14-3258/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также