Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу n А48-1094/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

   

 

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

10.12.2009г.                                                                           дело №А48-1094/2009

г. Воронеж                                                                                                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено 10.12.2009г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                     Безбородова Е.А.

судей                                                                                Барковой В.М.

                                                                                          Седуновой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Г.С.,

при участии:

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежаще,

от Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования: представитель не явился, извещен надлежаще,

от МЛПУ «Поликлиника №3»: представитель не явился, извещен надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2009 года по делу №А48-1094/2009 (председательствующий судья Юдина А.Н., арбитражные заседатели Воронова И.В., Кустова Н.А.) по иску Муниципального лечебно-профилактического учреждения «Поликлиника №3» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьего лица - Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования, о взыскании 60 861 руб. 25 коп.,

 

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Поликлиника №3» (МЛПУ «Поликлиника №3», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании 60 861 руб. 25 коп. убытков (с учетом уточнения правильного наименования ответчика).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2009 года иск МЛПУ «Поликлиника №3» удовлетворен полностью.

Не согласившись с данным решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Представители Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования, МЛПУ «Поликлиника №3» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Через канцелярию суда от МЛПУ «Поликлиника №3», от заявителя апелляционной жалобы поступили заявления о рассмотрении дела в  отсутствие представителей.

На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 года №171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и разделу IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 года №461, на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 года №171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В пункте 6 указанных Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Как установлено судом первой инстанции, в связи с тем, что дополнительные выплаты не учитывались при исчислении средней заработной платы, в 2007 году работники МЛПУ «Поликлиника №3» обратились к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с МЛПУ «Поликлиника №3» денежных средств, недополученных при оплате работникам ежегодных оплачиваемых отпусков, при оплате курсов повышения квалификации с учетом ежемесячных надбавок.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 25.05.2007 года с МЛПУ «Поликлиника №3» взыскана заработная плата в общей сумме 232 294 руб. 84 коп. (л.д.11-20).

Определением Заводского районного суда г.Орла от 06.08.2007 года решение мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 25.05.2007 года оставлено без изменения (л.д.21-26).

Решение суда не было исполнено в связи с отсутствием у МЛПУ «Поликлиника №3» денежных средств на выплату задолженности по заработной плате, так как денежные средства на выплату ежегодных оплачиваемых отпусков и курсов повышения квалификации с учетом указанных выплат за 2006 год Орловским территориальным фондом обязательного медицинского страхования не выделялись.

В свою очередь, МЛПУ «Поликлиника №3» обратилось в арбитражный суд Орловской области с иском о взыскании 232 294 руб. 84 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2006 году, которые МЛПУ «Поликлиника №3» должно произвести по оплате отпусков, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется заработная плата.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 11.04.2008 года по делу №А48-4171/07-11 было взыскано с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в пользу МЛПУ «Поликлиника №3» 232 294 руб. 84 коп. убытков (л.д.27-43).

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 года №171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение.

Из материалов дела следует, что Управлением федерального казначейства по Орловской области были перечислены МЛПУ «Поликлиника №3» 232 294 руб. 84 коп. на выплату работникам задолженности по заработной плате.

В соответствии со статьями 235, 236, 237, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, организации, производящие выплаты физическим лицам, обязаны уплачивать единый социальный налог в федеральный бюджет и соответствующие фонды на любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

В связи с погашением задолженности по заработной плате в размере 232 294 руб. 84 коп. истцом на указанную сумму был начислен и уплачен за счет собственных средств единый социальный налог в сумме 60 861 руб. 25 коп.

Учитывая, что в составе субвенций, перечисляемых в 2006 году не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, то у истца возникли реальные убытки, связанные с отпускными выплатами работникам, курсами повышения квалификации и оплатой единого социального налога в соответствии с требованиями главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности следующих условий:

- факт причинения вреда потерпевшему и размер убытков;

- совершение ответчиком противоправных действий (бездействия);

- причинная связь между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу n А35-821/09-С11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также