Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу n А08-3846/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 декабря  2009 года                                                Дело №А08-3846/2009-17

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 08.12.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                           Семенюта Е.А.

судей                                                                                      Протасова А.И.

Сергуткиной В.А.

                                                                              

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от  Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс»:  представители не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.08.2009 года по делу №А08-3846/2009-17 (судья Мироненко К.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области от 06.05.2009 г. №2102

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» (далее по тексту – Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области (далее по тексту - Администрация) от 06.05.2009г. №2102 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000кв.м., расположенного в центральной части города Новый Оскол Белгородской области для строительства бизнес-центра, а также об обязании Администрации представить Обществу в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный в центральной части города Новый Оскол Белгородской области для строительства бизнес-центра.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.08.2009 г. по делу №А08-3846/2009-17 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области №2102 от 06 мая 2009 г. об отказе в представлении обществу с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 000 кв.м., расположенного в центральной части города Новый Оскол Белгородской области для строительства бизнес­-центра, обязав администрацию муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области обеспечить процедуру выбора земельного участка согласно заявления ООО Правовой Центр «Лекс» в соответствии с частью 2 cтатьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В части удовлетворения требований ООО Правовой Центр «Лекс» об обязании Администрации предоставить Обществу спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет отказано (с учетом исправления опечаток (описок), внесенных определением Арбитражного суда Белгородской области от 15.09.2009 г.)

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

При этом податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с генеральным планом застройки г. Новый Оскол у Администрации не было возможности выделить заявителю испрашиваемый им земельный участок в центре города, указывая, что предоставить участок в другом районе города Новый Оскол (не в центре) заявитель не просил. Кроме того, Администрация не согласна со взысканием с нее в пользу Общества государственной пошлины в размере 2000 рублей, ссылаясь на положения п.п.1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым Администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты госпошлины.

Администрация муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила. Суду представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс», надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. Суду представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Общество указывает на то, что генеральный план городского поселения «Новый Оскол» не имеет юридической силы и не может применяться, поскольку не был надлежащим образом подготовлен, утвержден, не был опубликован. Кроме того, по мнению Общества, Администрация не вправе была принимать решение об отказе в размещении объекта для строительства, поскольку не был осуществлен выбор земельного участка. Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» возражает против доводов Администрации о несогласии со взысканием судебных расходов по уплате государственной пошлины, понесенных Обществом, указывая на правомерность взыскания госпошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» и Администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная инстанция установила следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» обратилось в Администрацию Новооскольского района Белгородской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1000 кв.м. для строительства бизнес-центра, планируемого к расположению в центральной части города Новый Оскол Белгородской области. Предоставление земельного участка Общество просило осуществить в порядке с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства.

Письмом от 06.05.2009 г. №2102 Администрация отказала Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием такой возможности, учитывая плотную существующую застройку.

Полагая оспариваемое решение об отказе незаконным, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Белгородской области, при этом просило обязать Администрацию предоставить испрашиваемый земельный участок.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений частей 1, 5 статьи 31, части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация не обеспечила выбор земельного участка по заявлению Общества и в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельствам, послужившим основанием для принятия оспариваемого решения, обязав ответчика обеспечить процедуру  выбора земельного участка.

Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации в статьях 30-32.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.

Следовательно, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможно только после выполнения установленного законом порядка.

В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пункт 3 статьи 31 ЗК РФ предусматривает обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В соответствии с пунктом 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

На основании пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обращению заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства предшествует ряд мероприятий, в частности, обращение этого лица в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка для строительства, обеспечение выбора земельного участка органом местного самоуправления, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, оформление результатов выбора актом о выборе, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, обращение заинтересованного лица с заявкой об установлении границ земельного участка, его государственного кадастрового учета, а также установление границ земельного участка и его государственный кадастровый учет.

Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества с ограниченной ответственностью Правовой центр «Лекс» с заявлением о предоставлении земельного участка указанные выше мероприятия выполнены не были.

Общество не обращалось в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Уполномоченный орган не выносил решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не утверждал акт о выборе земельного участка.

Сформированный земельный участок, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом, предоставляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объектов (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации). Для такого приобретения земельного участка законом предусмотрен обязательный порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Обращаясь

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу n А14-6213/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также