Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А08-3883/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 ноября 2009 года                                                   Дело №А08-3883/2009-16

г. Воронеж                                                                                                    

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Семенюта Е.А.

судей                                                                                        Миронцевой Н.Д.

                                                                                       Сергуткиной В.А. 

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от  ИП Брусенской Г.И.: Брусенская Г.И., паспорт серии 14 07 №823074, выдан Отделением №1 ОУФМС России по Белгородской области в г. Белгороде 17.10.2007 г.,

Солодовник В.В. - представитель по доверенности  б/ от 14.02.2008 г.,

от  ИП Фурсова А.А.: Боженко Ю.А. - представитель по доверенности б/н от 18.09.2008,

от Администрации города Белгорода: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Брусенской Галины Ивановны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.07.2009 г. по делу №А08-3883/2009-16 (судья З.М.Танделова), по заявлению индивидуального предпринимателя Фурсова Александра Анатольевича к Администрации города Белгорода и индивидуальному предпринимателю Брусенской Галине Ивановне о признании частично недействительным распоряжения от 14.08.2007 г. №2460

 

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Фурсов Александр Анатольевич    (далее по тексту – ИП Фурсов А.А.) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения от 14.08.2007 г. № 2460 Администрации г. Белгорода (далее - администрация) в части предоставления индивидуальному предпринимателю Брусенской Галине Ивановне (далее по тексту – ИП Брусенская Г.И.) из земель города Белгорода (земли населённых пунктов) в аренду сроком на три года земельный участок площадью 197 кв.м. для завершения строительства нежилого здания (торговое) по ул. Губкина, 45-б.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.07.2009 г. по делу №А08-3883/2009-16 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Брусенская Г.И. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено с соблюдением законодательства и прав Фурсова А.А., ссылаясь на то, что земельный участок, предоставленные ИП Брусенкой Г.И. был поставлен на кадастровый учет. Кроме того, ИП Брусенская Г.И. указывает на то, что ИП Фурсовым А.А. не представлено выписки из кадастрового плана уточненного земельного участка, а также землеустроительного дела, устанавливающего границы и уточнение площади земельного участка по ул. Губкина, находящегося в аренде ИП Фурсова А.А.

ИП Брусенская Г.И. и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ИП Фурсова А.А. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.

Администрация города Белгорода, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.

В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленной Администрации г. Белгорода.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей ИП Брусенской Г.И. и ИП Фурсова А.А., апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по договору от 22 июня 2004 г. № 221 Брусенская Г.И. арендовала у МУ «Городская недвижимость» земельный участок площадью 147 кв.м. сроком на три года до 29 июля 2006 года для пристройки складского помещения к существующему административно-торговому центру, расположенному по адресу ул. Губкина 45 а.

По договору от 19 декабря 2006 года Брусенская Г.И. передала в субаренду Фурсову А.А. земельный участок площадью 50 кв.м. для строительства пристройки к зданию магазина по ул. Губкина 45-а.

Распоряжением Администрации г. Белгорода № 3774 от 29 декабря 2006 года прекращено право аренды Брусенской Галины Ивановны с её письменного согласия на часть земельного участка площадью 50 кв.м. по ул. Губкина 45-а с передачей его в состав земель г. Белгорода.

В аренде Брусенской Г.И. оставлена площадь земельного участка в 97 кв. м. с обязанием её заключить соответствующее дополнительное соглашение с МУ «Городская недвижимость» к договору аренды от 22 июня 2004 года № 221.

Распоряжением Администрации г. Белгорода № 3771 от 29 декабря 2006 г. установлены границы и площадь земельного участка по ул. Губкина, находящегося в аренде у Фурсова А.А. для строительства и дальнейшей эксплуатации магазина в 200 кв. м. с обязанием его заключить соответствующее дополнительное соглашение с МУ «Городская недвижимость» к договору аренды от 17 июня 2002 г. № 433.

26 февраля 2007 года между МУ «Городская недвижимость» и Фурсовым А.А. заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 17 июня 2002 года № 433, по которому размер земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации магазина по ул. Губкина установлен в 200 кв.м. с кадастровым номером 31:16: 01: 29 001:0002.

14 апреля 2006 года Брусенская Г.И. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении   ей   в   аренду   участка   площадью   100   кв.м. дополнительно к ранее предоставленному по адресу: г. Белгород, ул. Губкина 45а для строительства нежилого здания.

26 апреля 2007 года Брусенская Г.И. обратилась в Администрацию с заявлением об изменении целевого назначения земельного участка площадью 147 кв.м., выделенного ранее по договору аренды № 221 от 22 июня 2004 года для строительства пристройки складского помещения к существующему административно-торговому центру по адресу ул. Губкина 45-а в г. Белгороде для строительства офисно - складского здания с предоставлением в аренду дополнительного земельного участка площадью 100 кв.м.

Согласно Распоряжению от 14.08.2007 г. №2460 Администрация города Белгорода предоставила Брусенской Г.И. из земель города Белгорода (земли населенных пунктов) в аренду сроком на три года земельный участок площадью 197 кв.м. для завершения строительства нежилого здания (торговое) по ул. Губкина, 45-б (пункт 2).

Пунктом 1 названного распоряжения прекращено право аренды Брусенской Г.И. по договору от 22 июня 2004 г. № 221 земельного участка площадью 147 кв. м. по ул. Губкина 45-а.

ИП Фурсов А.А., посчитав, что указанное распоряжение не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в Арбитражный суд Белгородской области.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок был предоставлен с нарушением установленной законодательством процедуры, принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, а также с нарушением прав и законных интересов ИП Фурсова А.А.

Суд апелляционной инстанции находит данную позицию арбитражного суда области верной с учетом следующего.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации:

- обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в органы местного самоуправления или исполнительные органы государственной власти, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции;

- выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Подробный порядок принятия такого решения установлен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации;

- проведение работ по формированию земельного участка;

- государственный кадастровый учет земельного участка;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

При условии соблюдения указанных процедур решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом, принимая во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Оспариваемой частью распоряжения Администрации Брусенской Г.И. предоставлен земельный участок площадью 197 кв.м. для завершения строительства нежилого здания по ул. Губкина, 45-б.

Между тем, нормами Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земли для завершения строительства здания не предусмотрено.

Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков из государственных или муниципальных земель для строительства должно происходить с проведением работ по их формированию.

Для того чтобы земельный участок начал существовать как объект права, необходимо проведение специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельного участка.

Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 г. Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее по тексту - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской Администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).

Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г. N 396, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается  учет законных  интересов лиц,  права которых  могут  быть  затронуты межеванием, путем извещения и в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на момент вынесения оспариваемого

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2009 по делу n А36-2646/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также