Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу n А14-6385-208/241/26. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 октября 2009 года                                                Дело №А14-6385-208/241/26

г.Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Протасова А.И.

судей                                                                                        Сергуткиной В.А.,

                                                                                                  Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,

при участии:

от Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области: Федорищева А.М., начальника отдела правового регулирования по доверенности от 11.01.2009,

от общества с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис»: Митько Е.В., адвоката, ордер №28 от 27.08.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2008 по делу №А14-6385-208/241/26 (судья Федосеева И.В.) Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области (далее – инспекция) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.

Решением от 02.09.2008 суд удовлетворил заявленные требования.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч.1 ст.9.5 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.

При этом, ООО «Строй-Сервис» указывает, что административным органом, при привлечении его к административной ответственности нарушены процессуальные нормы, установленные КоАП РФ, следовательно, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

03.07.2008 на основании приказа руководителя ИГСН ВО №366 от 30.06.2008 сотрудниками ИГСН проведена проверка законности строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ж.м. «Хвойный», 13.

В ходе данной проверки установлено, что в соответствии с договором от 27.09.2007 №3622-04-09мз земельный участок площадью 806 кв.м., расположенный по данному адресу, находиться в аренде у ООО «Строй-Сервис». На указанном земельном участке Общество осуществляет строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие разрешения на строительство (срок действия разрешение от 29.10.2007 №147 на выполнение работ подготовительного периода истек 15.12.2007).

03.07.2008 инспекцией был составлен акт проверки №396, в котором отражены выявленные нарушения.

18.07.2008 ИГСН Воронежской области по факту выявленного правонарушения в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении №176, предусмотренном ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.

С целью привлечения ООО «Строй-Сервис» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ указанные материалы дела об административном правонарушении были направлены Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области в арбитражный суд.

Разрешая настоящий спор, суд исходил из доказанности факта совершения ООО «Строй-Сервис» вменяемого правонарушения, вины  в его совершении и отсутствия в рассматриваемом случае нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о подтвержденности в рассматриваемом случае факта совершения ООО «Строй-Сервис» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда об отсутствии в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ является несостоятельным, поскольку опровергается представленными материалами дела.

При этом, апелляционная коллегия считает необходимым учитывать следующее.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с п.5 ч.3 статьи 8, пунктом 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 1 той же статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

По смыслу статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства.

Согласно ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному в установленный данной статьей срок. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительств, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт нарушения ООО «Строй-Сервис» требований градостроительного законодательства, а именно осуществление работ по строительству жилого дома без разрешения, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, установлен судом и подтверждается представленными материалами дела.

Доказательств, подтверждающих осуществление деятельности в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, ООО «Строй-Сервис» ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.

Учитывая изложенное в непосредственной связи с имеющимися в материалах дела доказательствами, апелляционная коллегия, считает, что в действиях ОО «Строй-Сервис» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области, привлекая общество к административной ответственности за совершенное правонарушение, допустила нарушение процедуры привлечения последнего к административной ответственности, что подтверждается следующим.

В соответствии с п.9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54 (далее - Положение), государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Пунктом 11 Положения, пунктом 4 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1129, установлено, что проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, обращений физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При этом, в соответствии с п.9 Порядка перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.

Доказательств уведомления Общества о проведении предстоящей проверки Инспекцией в суд не представлено.

В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; указанным лицам, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 №46 «О внесении дополнений в постановление Пленума

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу n А36-2509/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также