Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2009 по делу n А08-4246/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 октября 2009 года                                                Дело № А08-4246/2009-26

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2009

Постановление в полном объеме изготовлено  26.10.2009

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Миронцевой Н.Д.,

судей:                                                                   Семенюта Е.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от ООО «УК «Благострой-С»: Уколов А.М., представитель по доверенности от 05.12.2008;

от Государственной жилищной инспекции Белгородской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.08.2009  по делу                     № А08-4246/2009-26 (судья Бутылин Е.В.), по заявлению ООО «УК «Благострой-С» к Государственной жилищной инспекции Белгородской области о признании недействительным предписания № 207 от 20 апреля 2009 года,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Управляющая компания «Благострой-С» (далее Заявитель, Общество, УК) обратилось с заявлением в суд, в котором просило признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее ГЖИ) № 207 от 20 апреля 2009 года.

Решением арбитражного суда Белгородской области от 14.08.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ГЖИ  обратилось с апелляционной жалобой. Просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт. Считает принятое по делу решение незаконным, необоснованным.  Ссылается на доказанность вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения. Кроме того, полагает, что с удом первой инстанции нарушены нормы процессуального права – ч. 4 ст. 208 АПК РФ.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель отклоняет доводы апелляционной жалобы по мотивам несостоятельности, принятое по делу решение считает законным и обоснованным. В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО «УК «Благострой-С» Уколов А.М. поддержал возражения.

Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие ГЖИ (ее представителей), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав все в совокупности, апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого решения арбитражного суда.

Как установлено судом, ГЖИ была проведена проверка ООО УК «Благострой - С» по контролю за исполнением Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда в г. Белгороде по Бульвар Юности д.21 корпус 1 кв.68.

В ходе проверки было установлено, что в указанной квартире на стене и потолке имеются многочисленные трещины, на техническом этаже в районе металлоконструкций имеются выбоины и отверстия, заделка цементным раствором, выполненная ранее, результатов не дала, просматриваются сквозные отверстия наружу. С наружной части на кровле наблюдается сквозные трещины на техэтаж. В техническом подполье засыпка по рекомендации НИЛ БГТУ им.Шухова выполнена не в полном объеме (л.д.16-17).

По факту проверки был составлен акт № 201 от 20 апреля 2009 года и вынесено предписание № 201 от 20 апреля 2009 года.

Согласно данному предписанию на ООО «УК Благострой-С» возложено выполнение следующих мероприятий до 20 мая 2009 года:

- Выполнить экспертное обследование несущей способности конструкций в квартире № 68 подъезда № 2 д. № 21 корпус 1 по бульвару Юности г. Белгорода.

- Предоставить в госжилинспекцию области экспертное заключение по жилому дому № 21 корпус 1 по бульвару Юности г. Белгорода.

- Выполнить согласно рекомендаций специализированной организации работы по реконструкции технического этажа и ремонту в квартире № 68.

- В техническом подполье выполнить работы по рекомендациям НИЛ БГТУ им. В.Г. Шухова в полном объёме.

Не согласившись с предписанием, полагая его незаконным, нарушающим права Общества, последнее обратилось за судебной защитой в арбитражный суд.

Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд Белгородской области при рассмотрении данного спора  правомерно удовлетворил заявленные требования, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.

Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пунктов 39, 42 Правил № 491 управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, обязанности по содержанию общего имущества по договору управления многоквартирным домом переданы управляющей компании, следовательно, она является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома.

Согласно п. 4.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Белгородской области (в ред. постановления правительства Белгородской области от 09.06.2006 № 116-пп) жилищная инспекция имеет право:

давать предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, юридическим и физическим лицам, связанных с ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда и объектов жилищного назначения, оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.

Собственниками имущества, входящего в состав многоквартирных жилых домов, являются проживающие в жилых помещениях граждане, которые в силу ст. 210, 289 ГК РФ, ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ несут бремя содержания принадлежащего им имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Подпунктом "а" п. 11 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В соответствии со статьей 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами,   привлекаемыми   собственниками   помещений   на   основании   договора   для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Таким образом, п. 13 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; уборку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Как следует из п.п. 1,2 оспариваемого предписания ГЖИ, на ООО «УК Благострой-С» возложена обязанность провести экспертизу в специализированной организации, и представить ей экспертное заключение.

Как видно из договора, заключенного с собственниками д.21 корпус 1 по Бульвару Юности в г.Белгороде управляющей компанией за свой счет проведение экспертиз в ходе выполнения обязательств по содержанию многоквартирного дома не предусмотрено.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции, что Правила не содержат обязанности о проведении экспертизы в специализированных организациях управляющими компаниями.

При таких обстоятельствах, управляющая и подрядная организации отвечают по договорам только за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Услуги и работы по содержанию и ремонту самого жилого помещения (т.е. имущества, не входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме) в соответствии с частью 10 статьи 155 ЖК РФ выполняются в соответствии с иными договорами за отдельную плату.

Для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а для внесения в договор работ по капитальному ремонту решение общего собрания, принятое  большинством  не  менее  двух  третей  голосов  от  общего  числа  голосов собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 44, 46 и 158 ЖК РФ).

В случае отсутствия таких решений общего собрания собственников помещений управляющая или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг, а органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации не вправе давать предписания об их выполнении (Письмо Минрегиона РФ  от 14 октября 2008 г. № 26084-СК/14).

Что касается п. 3 оспариваемого предписания, то его так же следует признать недействительным. Указанный пункт предписывает заявителю выполнить согласно рекомендаций специализированной организации работы по реконструкции технического этажа и ремонту в квартире № 68.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решения о реконструкции многоквартирного дома относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Однако, собственниками квартир д. № 21 корпус 1 по бульвару Юности г. Белгорода такого решения не принималось, и общего собрания по этому поводу не проводилось. Договором управления выполнение работ по реконструкции не предусмотрено. Собственники квартир не поручали ООО «УК Благострой-С» выполнять такие работы, и оплату таких работ не производили.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, никаких рекомендаций какой-либо специализированной организации по реконструкции технического этажа не существует.

В соответствии с тем же письмом министерства регионального развития в соответствии со ст.ст. 162 - 164 ЖК РФ управляющая и подрядная организации отвечают по договорам только за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Услуги и работы по содержанию и ремонту самого жилого помещения (т.е. имущества, не входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме) в соответствии с частью 10 статьи 155 Кодекса выполняются в соответствии с иными договорами за отдельную плату.

Таким

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу n А36-2313/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также