Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу n А64-3905/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2009 года                                                         Дело № А64-3905/09

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                          Михайловой Т.Л.,

                                                                                                    Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

при участии:

от налогового органа: Абакумовой Н.А., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности № 03-03/09631 от 23.09.2009,

от налогоплательщика: Конова Д.В., представителя по доверенности от 07.10.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08.2009 по делу № А64-3905/09 (судья Игнатенко В.А.), по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Мичуринский экспериментальный завод» Российской Академии сельскохозяйственных наук к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску Тамбовской области о признании незаконным решения № 43 от 01.04.2009,

 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Мичуринский экспериментальный завод» Российской Академии сельскохозяйственных наук (далее – ФГУП «Мичуринский экспериментальный завод», Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску Тамбовской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения № 43 от 01.04.2009 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговый орган, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на противоречие нормам  Налогового кодекса РФ вывода суда первой инстанции о том, что налоговым органом неправомерно при наложении штрафа в расчет принята сумма налога, обозначенная к уплате в уточненной налоговой декларации. 

Также Инспекция не согласна с выводом суда о том, что предметом камеральной проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое решение, явилась уточненная налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за ноябрь 2008 года, в то время как  срок для представления уточненных деклараций Налоговым кодексом РФ не установлен.

Кроме того, Инспекция считает не соответствующим нормам Налогового кодекса РФ вывод суда о нарушении налоговым органом срока для принятия решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, причиной нарушения которого послужило отложение рассмотрения материалов проверки без решения о продлении срока рассмотрения материалов.    

В представленном в материалы дела отзыве Предприятие просит в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 26.12.2008 ФГУП «Мичуринский экспериментальный завод» представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску Тамбовской области первичную налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключение табачных изделий за ноябрь 2008 года, в которой были отражены нулевые показатели.

29.12.2008 ФГУП «Мичуринский экспериментальный завод» представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключение табачных изделий  (далее – декларация по акцизам) за ноябрь 2008 года, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за ноябрь 2008 года, составила 8 004 143 руб.

01.04.2009 Инспекцией было принято решение № 43, в соответствии с которым ФГУП «Мичуринский экспериментальный завод» было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 400 207 руб. за непредставление декларации по акцизам за ноябрь 2008 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

 Из оспариваемого решения следует, что расчет штрафа был произведен Инспекцией исходя из суммы налога, указанной в уточненной декларации (8004 143 х 5% ).

Не согласившись с решением № 43 от 01.04.2009, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,  представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, является основанием для  привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной статьей 119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление  налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах  срок налоговой декларации в налоговый орган  по месту учета, при отсутствии  признаков налогового правонарушения, предусмотренного  в пункте 2 настоящей статьи,  влечет взыскание  штрафа в размере   5 процентов  суммы налога, подлежащей уплате (доплате)  на  основе этой декларации, за каждый полный  или неполный месяц со дня, установленного  для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, из буквального толкования приведенных статей Налогового кодекса РФ, устанавливающих обязанность по своевременному представлению налогоплательщиком налоговому органу налоговых деклараций, а также  ответственность за соответствующее  налоговое правонарушение, следует, что ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок уточненных налоговых деклараций Кодексом не предусмотрена. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 № 2769/05.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что срок представления первичной налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2008 года Предприятием нарушен на 1 день.

В то же время, как верно отмечено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела для расчета санкций Инспекцией использована сумма налога, указанная в уточненной налоговой декларации, срок представления которой Налоговым кодексом РФ не установлен, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о необходимости исчисления суммы штрафа за установленное правонарушение по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации исходя с суммы налога, отраженной в основной декларации, составившей в рассматриваемом случае 0 рублей.    

В соответствии со статьей 106 НК РФ лицо может быть привлечено к налоговой ответственности при наличии в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей главы 16 НК РФ, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия).

Пунктом 1 статьей 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Учитывая то, что объективная сторона вмененного Предприятию налогового правонарушения обжалуемым решением № 43 от 01.04.2009 установлена налоговым органом исходя из данных уточненной налоговой декларации, в силу статей 106 и 108 НК РФ оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, не имеется.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у налогового органа применительно к рассматриваемой ситуации отсутствовали правовые основания для привлечения Предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2008 года в виде штрафа в размере 400 207 руб., –  в связи с отсутствием в действиях Предприятия вмененного ему состава налогового правонарушения.

Апелляционная коллегия отмечает, что деяния налогоплательщика по занижению подлежащей декларированию налоговой базы могут повлечь за собой квалификацию в виде иного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ, но не по статье 119 НК РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Инспекции № 43 от 01.04.2009.  

Апелляционным судом отклоняется довод Инспекции о неправомерности вывода суда о нарушении налоговым органом срока для принятия решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки.   

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса,  в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктом 1 статьи 100.1 НК РФ установлено, что дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу n А35-4826/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также