Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу n А48-2307/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 сентября 2009 года Дело № А48-2307/2009 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой М.Б., судей Свиридовой С.Б. Ольшанской Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., при участии: от Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Орловской области: Полатов З.Т., специалист 2 разряда юридического отдела по доверенности от 06.02.09 № 04-05/02054 выданной сроком на один год, паспорт 54 04 867569 выдан Заводским РОВД гор.Орла 04.06.2005; от ОАО «Орловский завод силикатного кирпича»: Колесников С.И., представитель по доверенности от 21.04.2009, выданной сроком на один год, паспорт 54 02 424420 выдан Северным РОВД гор.Орла 09.10.2002. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 14 июля 2009 по делу № А48-2307/2009 (судья Соколова В.Г.) по заявлению открытого акционерного общества «Орловский завод силикатного кирпича» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Орловской области о признании незаконным бездействия налогового органа, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Орловский завод силикатного кирпича» (далее – ОАО «Орловский завод силикатного кирпича», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Орловской области (далее – МИФНС России №2 по Орловской области, Инспекция), выразившегося в непринятии решения о признании безнадежным к взысканию налога на добавленную стоимость в сумме 1 266 000 руб. и пеней в сумме 2 013 788,35 руб., незаконным. В порядке ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ) Общество просило суд обязать Инспекцию устранить допущенное нарушение права путем списания данных сумм из базы данных «Расчеты с бюджетом» (с учетом уточнения от 14.07.2009г.). Решением Арбитражного суда Орловской области от 14 июля 2009 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие МРИ ФНС России №2 по Орловской области, выразившееся в непринятии решения о признании безнадежным к взысканию налога на добавленную стоимость в сумме 1 266 000 руб. и пеней в сумме 2 013 788, 35 руб., суд первой инстанции обязал МРИ ФНС России №2 по Орловской области в течение месяца принять соответствующее п. 3 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации решение. Также судом с Инспекции в пользу Общества взысканы 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 14 июля 2009 и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам с действующих организаций. Инспекция, указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100, решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков: ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших (признанных таковыми) физических лиц. Следовательно, по мнению Инспекции, порядок списания безнадежной ко взысканию задолженности по основанию, установленному п.3 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлен, ввиду чего у Инспекции отсутствую полномочия по принятию решения о признании спорной суммы налога и пеней безнадежными ко взысканию. Также, Инспекция считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на письма Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, Инспекция отмечает, что оспариваемое бездействие налогового органа не противоречит закону; требование Общества об обязании налогового органа внести соответствующие исправления в базу данных «Расчеты с бюджетом» является несостоятельным и не подлежащим удовлетворению, поскольку данный информационный ресурс ведется налоговой инспекцией во исполнение ведомственных документов. Инспекция указывает, что тот факт, что Общество на протяжении более 9 лет не предпринимало никаких действий для разрешения в судебном порядке спорной ситуации относительно спорных платежей, доказывает, что права и законные интересы Общества в течение длительного периода времени не были затронуты. Возражая против доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на складывающуюся судебную практику, а также указывает, что Общество не должно нести бремя негативных последствий от того, что какой-либо орган своевременно не установил необходимый порядок. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела по состоянию на 18.10.1999 г. на расчетном счете Общества в региональном филиале АКБ «СБС-Агро» в г. Орле имелись денежные средства в размере 1266000 руб., что подтверждается выпиской из банковского лицевого счета клиента от 18.10.1999 г. 18.10.1999 г. Общество с расчетного счета, открытого в Орловском региональном филиале АКБ «СБС-Агро», уплатило в федеральный бюджет НДС в сумме 1266000 руб., что подтверждается платежным поручением № 112 от 18.10.1999 г. Факт списания денежных средств с расчетного счета Общества подтверждается выпиской из банковского счета клиента. Данные денежные средства в бюджет не поступили по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка. Указанный платеж был помещен в картотеку к корсчету банка, что подтверждается письмом АКБ «СБС-Агро» от 19.11.2001 г. № Б-16/10444. Письмом государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» от 07.09.2001 г. №3/5000 Обществу было сообщено, что платеж Общества на сумму 1266000 руб. по платежному поручению от 18.10.1999 г. № 112 учтен в составе обязательств АКБ «СБС-Агро» перед федеральным бюджетом по неисполненным банком обязательным платежам клиентов. В 2004 году АКБ «СБС-Агро» в книгу государственной регистрации кредитных организаций внесена запись о ликвидации ОАО Акционерного коммерческого банка «СБС-Агро». С заявлением о признании обязанности по уплате указанного налога исполненной Общество не обращалось. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.04.2009 ОАО «Орловский завод силикатного кирпича» направило в адрес МИФНС России №2 по Орловской области письмо, в котором просило Инспекцию принять решение о признании безнадежным к взысканию налога на добавленную стоимость в сумме 1 266 000 руб., а также соответствующих сумм пеней на данную недоимку и списать указанные суммы в соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). МИФНС России №2 по Орловской области направила в адрес ОАО «Орловский завод силикатного кирпича» два письма: в письме от 07.05.2009г. №10-12/07958 указано, что Инспекция в УФНС России по Орловской области направила письмо о разъяснении порядка списания сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 59 НК РФ; в письме от 22.05.2009г. №10-12/08850 (в дополнение к письму от 07.05.2009), Инспекция сообщила Обществу, что в настоящее время нет утвержденного порядка признания безнадежными к взысканию и списания сумм налога, сбора, пеней и штрафов, указанных в п. 3 ст. 59 НК РФ. Не согласившись с бездействием Инспекции, выразившимся в непринятии решения о признании безнадежным к взысканию налога на добавленную стоимость в сумме 1266000 руб. и соответствующих пеней, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений п.3 ст.59 НК РФ , посчитав при этом, что суммы налога, сбора, пени и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, поскольку указанные банки ликвидированы, должны быть списаны в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (п.2 ст. 59 НК РФ). Во исполнение статьи 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 г. N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности" (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству. С 1 января 2009 года статья 59 НК РФ была дополнена пунктом 3, согласно которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы (Федеральный закон от 26.11.2008г. №224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008г. №224-ФЗ положения пункта 3 статьи 59 части первой НК РФ (в редакции указанного Федерального закона) применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона. Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса). Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Следовательно, для принятия налоговым органом решения о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию и ее списании необходимо: во-первых, наличие оснований, предусмотренных законом для принятия решения о признании недоимки по налогу безнадежной ко взысканию и ее списании; во-вторых, соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию применительно к конкретному основанию. Действительно, пунктом 3 ст.59 НК РФ предусмотрено такое основание для признания сумм налогов, сборов пеней и штрафов безнадежными ко взысканию, как списание соответствующих сумм со счетов налогоплательщика в банках, не перечисленных при этом в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными ко взысканию и об их списании, указанные банки ликвидированы. Однако, порядок принятия решений по основаниям, установленным п.3 ст.59 НК РФ, в том числе перечень необходимых документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком для принятия подобного решения, не установлен. Порядок признания безнадежной к взысканию Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу n А14-13679/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|