Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу n А08-2168/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 сентября 2009 года                                             Дело №А08-2168/2009-6

г.Воронеж   

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.

судей                                                                           Сергуткиной В.А.,

                                                                                    Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,

при участии:

от ОАО «КМАпроектжилстрой»: Княгиницкой Н.Я., представителя по доверенности №1765/07 от 17.12.2008;

от Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.06.2009 по делу №А08-2168/2009-6 по заявлению ОАО «КМАпроектжилстрой» к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании предписания недействительным,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «КМАпроектжилстрой» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании недействительным предписания от 20.01.2009 №32-5 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Решением суда от 18.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования.

Посчитав, что при рассмотрении данного спора, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить.

При этом, заявитель жалобы ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения требований поскольку доказательств, подтверждающих не соответствие оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и нарушения им прав и законных интересов ОАО «КМАпроектжилстрой», не имеется.  

В судебное заседание Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ОАО «КМАпроектжилстрой», исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

Как видно из материалов дела, 20.01.2009 Департамент строительства, транспорта и жилищно - коммунального хозяйства Белгородской области Старооскольский отдел управления государственного строительного надзора провел проверку, предметом которой явилось ведение строительно-монтажных работ при строительстве объекта капитального строительства - блок-секции №1 жилого дома №13 в м-не Степной, г. Старый Оскол.

По результатам указанной проверки был составлен Акт проверки №32-5 от 20.01.2009 и выдано Предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства №32-5 от 20.01.2009.

ОАО «КМАпроектжилстрой» предписано: обеспечить выполнение градостроительного законодательства и строительство объекта производить только при наличии разрешения на строительство в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ в срок до 23 января 2009 года; предоставить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ в срок до 28 января 2009 года; предоставить проектную документацию в управление государственного строительного надзора на основании статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в срок до 28 января 2009 года.

Распоряжением Департамента от 01.06.2009 №15-167-09 внесено изменение в пункт 2 предписывающей части предписания, вследствие чего он дополнен ссылкой на ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ.

Считая предписание Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области №32-5 от 20.01.2009 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не соответствующим закону и нарушающим права, общество обратилось за защитой в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции  о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 1 этой же статьи установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно   ч.1   ст.49   Градостроительного   кодекса   РФ   проектная документация    объектов    капитального    строительства    и    результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.49 Кодекса).

Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» экспертиза проектной документации носит заявительный характер.

Проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.

Пунктом 29 названного Постановления срок проведения государственной экспертизы для проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам установлен не более 45 дней.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

- соответствия выполняемых работ в процессе строительства,

 - реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации,

- наличия разрешения на строительство, выполнения требований ч.2, ч.3 ст.52 Кодекса.

Исходя из пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Согласно п.п.9-11 названного Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Проверки проводятся должностными лицами органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять надзор.

Согласно подпункту б п. 24 Постановления Правительства РФ № 54 от 01.02.2006, должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок требуют от заказчика, застройщика или подрядчика предоставления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций и применяемых строительных материалов.

Согласно п.3 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и Порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006)", исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

На основании пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора, составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений.

Указанная норма содержит ряд требований, которым должно отвечать предписание, в частности в нем должно быть указано - вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Согласно п.14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 №1129, образец предписания об устранении выявленных нарушений, приведен в Приложении №8 к настоящему Порядку.

Оспариваемым предписанием Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области обязывает ОАО «КМАпроектжилстрой» строительство объекта производить только при наличии разрешения на строительство в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ в срок до 23 января 2009 года; предоставить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ в срок до 28 января 2009 года; предоставить проектную документацию в управление государственного строительного надзора на основании статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в срок до 28 января 2009 года.

Вместе с тем, получение разрешения на строительство, равно как и решение о строительстве объекта капитального строительства, является правом, а не обязанностью застройщика и не может быть ограничено какими-либо сроками.

Установленный в предписании №32-5 от 20.01.2009 срок - 23.01.2009, к которому обществу указано получить разрешение на строительство блок-секции №1 жилого дома №13, в м-не Степной, г. Старый Оскол не основан на нормах права.

Разрешение на строительство жилого дома №13, в м-не Степной, г. Старый Оскол, обществом было получено 16 октября 2007, а постановлением главы муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области от 04.12.2007 №5316 отменено.

В ходе рассмотрения дела ОАО «КМАпроектжилстрой» обращалось к главе Старооскольского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство блок-секции №1 указанного объекта, с приложением необходимой документации, однако письмом от 02.06.2009 №1-6-30/830 в выдаче разрешения обществу было отказано со ссылкой на ст.222 ГК РФ, что послужило основанием для обращения в суд.

Впоследствии, был заявлен отказ от заявленных требований, ввиду урегулирования спора путем выдачи указанного разрешения (А08-4343/2009-26).

Требования изложенных выше норм не содержат указаний на обязанности общества провести экспертизу проектной документации и представить положительное заключение в орган государственного строительного надзора, а также не предписывают выполнить указанные действия в определенный срок.

Кроме того, проверка наличия или отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также факта предоставления или не предоставления проектной документации в орган государственного строительного надзора законодательством к предмету надзора не отнесена.

Более того, ст.52 Градостроительного кодекса РФ не обязывает застройщика или заказчика представлять в орган государственного строительного надзора проектную документацию, как самостоятельный документ и не устанавливает срок для ее представления. При этом, проектная документация, равно как и положительное заключение гос. экспретизы такой документации к числу исполнительной документации, которая может истребоваться при проведении проверок, не относится.

Таким образом, предписание Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области не основано на нормах действующего законодательства, принято с превышением

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу n  А35-9058/08-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также