Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу n А14-6690/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

4 сентября 2009 года                                              Дело №А14-6690/2009/187/22

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Протасова А.И.

судей                                                                                        Сергуткиной В.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от МКП городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами»: Жудовой О.В., представителя по доверенности №2095 от 01.04.2009;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области: Сейдалиева Г.С., помощника руководителя по доверенности от 03.09.2009, Крюковой Т.В., специалиста третьей категории отдела правового и кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения по доверенности от 03.09.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2009 по делу №А14-6690/2009/187/22 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению МКП городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2009 №225 о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, в части признания незаконным и отмены постановления от 27.05.2009 №225 в части меры наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.,

       УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное предприятие городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2009 №225 о привлечении к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Решением от 08.06.2009 суд признал незаконным и отменил постановление от 27.05.2009 №225, принятое Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области в части меры наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом отказано.

Полагая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены не полно, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в части признания незаконным и отмены постановления от 27.05.2009 №225 в части меры наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

При этом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области ссылается на то, что факт совершения МКП городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» вменяемого правонарушения подтверждается представленными материалами дела, и им при привлечении предприятия к административной ответственности соблюдены процессуальные требования, установленные КоАП РФ, кроме того, материалами дела подтверждается наличие в рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку сторонами не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения от 08.06.2009 по делу №А14-6690/2009/187/22 в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции полагает необходимым рассмотреть требования апелляционной жалобы в порядке ч.5 ст.268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

28.04.2009 сотрудником Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области проведена проверка МКП городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами», распооженного на правобережье р.Дон а пределах междуречья Дон и Девица, в 2,5 км южнее г.Семилуки в выработанной части карьера «Средний» Семилукского района Воронежской области на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения:

1. п.7 ч.2ст.22 Ф3_РФ «О недрах», п.5.2 б) Условий лицензии на право пользования недрами ВРЖ 51962 ВЭ - Ограждение ЗСО 1 пояса на водозаборной скважине отсутствует;

2. Последние анализы подземных вод из водозаборной скважины проводились в мае 2006г., за последующие годы анализы отсутствуют  - п.2 ст.23 ФЗ РФ «О недрах», п.9.3 Условий лицензии на право пользования недрами ВРЖ 51962 ВЭ.

3. Мониторинг подземных вод на полигоне ТБО, включая выявленный ранее очаг загрязнения подземных вод, с 2006 г. не проводится - п.1.30 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», п.9.4. Условий лицензии на право пользования недрами ВРЖ 51962 ВЭ, ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления».

4. Не принимаются меры по локализации и устранению загрязнения подземных водных объектов - ст.59 Водного Кодекса РФ, п.8 ст.23 ФЗ РФ «О недрах», п. 1.33 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов»

5. Имеют место загрязнения почво-грунтов в зоне влияния полигона ТБО, за пределами ложа полигона нефтепродуктами в 1,3-2,7 раз (протоколы химического анализа проб почво-грунтов от 20.09.2008 г, № 6/834, от 30.04.2009 №6/86 Воронежского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») -  ст.ст. 13, 42 Земельного Кодекса РФ.

6. Отсутствует проектно-сметная документация для проведения рекультивации полигона - ч.1 и ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3.10, п.3.8 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов».

05.05.2009 по данному факту Управлением в отношении Предприятия составлен протокол №59-02 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области от 07.05.2009 №225 МКП городского округа г.Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение в виде административного штрафа в размере 70000 руб.

Посчитав, что указанное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой.

Разрешая спор по существу суд исходил из доказанности факта совершенного Обществом правонарушения, следовательно вины в его совершении, вместе с тем, принял во внимание отсутствие в рассматриваемом случае доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа на сумму 50 руб..

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правомерными и обоснованными, и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Статьей 59 Водного Кодекса установлено, что физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению  загрязнения,  засорения   подземных   водных   объектов  и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В соответствии с п.7 ч.2 ст. 22 Закона о недрах на недропользователя возложена обязанность обеспечивать соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов.

В порядке п. 8 ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является, в том числе предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 1.30 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов предусмотрено, что для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.

В соответствии с п.1.32. по согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы для контроля за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона.

Одно контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую не оказывает влияние фильтрат с полигона.

Согласно п. 1.33. в отобранных пробах обычно определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка и др.

Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

Согласно ч.1 и 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений,    сооружений    и    иных    объектов,    обеспечивают    соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 3.10. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов для проведения рекультивации разрабатывается проектно-сметная документация. Обязательной документацией проекта являются:

исходный план полигона на начало рекультивации;

генплан полигона после рекультивации;

схема перемещения свалочного грунта;

технология проведения рекультивации;

пояснительная записка, в которой отражается характеристика: свалочного грунта на всю глубину; почв и пород, завозимых для рекультивации; материалов и технических изделий, применяемых в системе дегазации;

- качественный и количественный подбор ассортимента растений и удобрений;

- сметы на проведение работ.

Пунктом 3.8. указанной Инструкции работы по рекультивации закрытых полигонов составляют систему мероприятий, осуществляемых как в период эксплуатации, так и в процессе самого производства работ. Для определения объемов работ, выбора технологии и оборудования в период подготовки к проведению рекультивации производится паспортизация полигона по отчетным данным спецавтохозяйства, комбинатов благоустройства и т.д. по подчиненности, за весь период эксплуатации закрытого полигона.

В порядке ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу n А48-2924/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также