Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу n А64-1331/08-22. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

27 августа 2009 года                                                Дело № А64-1331/08-22

город Воронеж                                                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен  27 августа 2009 г.

          Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                       Осиповой М.Б.,

                                                                                                  Седуновой И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» на определение арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2009 г. по делу № А64-1331/08-22 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по делу № А64-1331/08-22 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 344 от 18.03.2008 г. о взыскании налогов (сборов), пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика и снижении размера штрафных санкций,

при участии в судебном заседании:

от налогоплательщика: Дубровина С.А., руководителя,

от  налогового органа: Лысовой Т.В., специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности № 1 от 11.01.2009 г.,  

 

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Степановский» (далее – налогоплательщик, кооператив) обратился в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о представлении рассрочки по уплате задолженности по делу № А64-1331/08-22 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 344 от 18.03.2008 г. о взыскании налогов (сборов), пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика и снижении размера штрафных санкций.

Определением арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2009 г. производство по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Степановский» о представлении рассрочки по уплате задолженности по делу № А64-1331/08-22 было прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

Кооператив «Степановский», не согласившись с указанным определением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2009 г. о прекращении производства по заявлению о представлении рассрочки по уплате задолженности по делу № А64-1331/08-22 отменить. Также в своей апелляционной жалобе и уточнении к ней налогоплательщик просит предоставить ему рассрочку по уплате оставшегося долга в сумме 2 424 871 руб. с 01.09.2009 г. по 01.09.2010 г., а также приостановить исполнительное производство по решению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области № 344 от 18.03.2008 г. до принятия решения по существу заявления.

В обоснование апелляционной жалобы кооператива ссылается на то, что он занимается производством продукции растениеводства – отрасль сельскохозяйственного производства, которое носит сезонный характер. Поскольку в настоящее время сложились низкие цены на зерно, поэтому кооператив сдерживает темпы реализации данной продукции.

Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что в период с 10.06.2008 г. по 30.06.2008 г. кооператив погасил задолженность по уплате налогов и пени в сумме 1 145 632 руб. Однако, имущественное положение налогоплательщика исключает возможность единовременной уплаты оставшейся задолженности в сумме 2 424 871 руб., поскольку возникает реальная угроза банкротства хозяйства.

Налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает обжалуемое определение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы кооператива о предоставлении рассрочки по уплате задолженности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом уточнений)  и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей инспекции и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператив «Степановский» обратился в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 344 от 18.03.2008 г. «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя» и снижении размера штрафных санкций в связи с тяжелым финансовым положением кооператива.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 15.10.2008 г. решение суда первой инстанции изменено, а именно решение инспекции от 18.03.2008 г. № 344 признано недействительным в части обращения взыскания на имущество налогоплательщика в сумме 492 267 руб. 51 коп.

Налогоплательщик, посчитав, что имеет право на рассрочку по уплате задолженности по делу № А64-1331/08-22, 25.03.2008 г. обратился в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, учитывая фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что, поскольку задолженность, за предоставлением рассрочки по уплате которой кооператив обратился в суд, была доначислена по решению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тамбовской области № 344 от 18.03.2008 г., производство по заявлению подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса, так как дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в соответствующих редакциях).

Согласно статье 69 Налогового кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки, под которой  статьей 11 Налогового Кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, ему направляется требование об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статьей 46 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Пункт 7 статьи 46 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что  в случае недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Положения статей 46, 47 Налогового Кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Право на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения акта налогового органа закреплено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Так, статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. При этом изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Согласно пункту 1 статьи 64 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд с соответствующим заявлением) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации; 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 64 Кодекса).

Пунктом 4 статьи 64 Налогового кодекса установлено, что, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Согласно пункту 5 той же статьи Налогового кодекса заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу n А36-1862/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также