Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А08-3553/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 августа 2009 года                                                     Дело № А08-3553/2008-1

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.

судей                                                                                     Свиридовой С.Б.

Ольшанской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Анзельм К.К.

при участии:

от  Межрайонной ИФНС России № 8 по Белгородской области: Гончаров В.А., заместитель начальника юридического отдела Межрайонной ИФНС России № 8 по Белгородской области, представитель по доверенности № 04-08/07016 от 17.04.2008, удостоверение УР № 276053;

от ОАО «Научно-исследовательский институт по проблемам Курской магнитной аномалии им. Л.Д. Шевякова»:  Кандауров Н.А., генеральный директор ОАО «НИИКМА», протокол от 27.06.2008, избран сроком на три года, паспорт 14 01 466164 выдан 12.09.2001 ОВД г.Губкина и Губкинского района Белгородской области.

от Управления Роснедвижимости Белгородской области: представители не явились, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.05.09 г. по делу № А08-3553/2008-1 (судья Астаповская А.Г.), по заявлению открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт по проблемам Курской магнитной аномалии им. Л.Д. Шевякова» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области о признании недействительными решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт по проблемам Курской магнитной аномалии им. Л.Д. Шевякова»  (далее – ОАО «НИИКМА», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Белгородской области (далее – МИФНС России № 8 по Белгородской области, Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа №4207 от 16.06.2008.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.05.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что при проведении проверки руководствовалась сведениями государственного земельного кадастра; данные о кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году, находящихся в собственности Общества, из государственного кадастра не исключены, следовательно, должны применяться при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу.

Инспекция считает, что поскольку Общество не заявляло о технической ошибке в государственном кадастре, следовательно, Общество полагает, что сведения, отраженные в государственном земельном кадастре точны и не содержат ошибок либо неточностей.

По мнению Инспекции, суд первой инстанции, признав решение Инспекции недействительным в части доначисления земельного налога, фактически освободил Общество от уплаты земельного налога, тогда как перечень льгот, установленный ст. 395 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Инспекция сослалась на то, что при отсутствии утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, подлежит применению нормативная цена земли. При этом, Инспекция сослалась на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении Президиума ВАС РФ  от 09.12.2008 г. №6113/08.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что принятое судом первой инстанции решение отмене не подлежит; просит решение от 20.05.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Обществом 31.01.2008 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год с суммой налога, исчисленной  к уменьшению в размере 287 613 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, составлен акт № 1428 от 07.04.2008.

По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом представленных возражений Общества Инспекцией принято решение №4207 от 16.06.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 19 174 руб., Обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 95 871 руб.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество имеет в собственности земельные участки:

с кадастровым номером 31:04:01 02 07:0695 для размещения производственной базы, кадастровая стоимость – 28 047 840 руб.,

с кадастровым номером 31:04:01 02 07:0696 для обслуживания и эксплуатации здания геолого-технической лаборатории, кадастровая стоимость – 1 145 940 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 31:04:01 02 07:0697 принадлежит  Обществу на праве бессрочного ( постоянного) пользования , его  кадастровая стоимость составляет 766 938 руб.

За 2007 год Обществом были начислены и уплачены авансовые платежи по  земельному  налогу  в сумме 287 613 руб., в том числе: за 3 мес. 2007 – 95 871 руб., за 6 мес. 2007 – 95 871 руб., за 9 мес. 2007 – 95 871 руб.

В представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год сумма налога исчислена к уменьшению в размере 287 613 руб. (т.е. исчисленная и уплаченная сумма авансовых платежей за 1-3 кварталы  2007 года).

Считая, что Общество необоснованно уменьшило ранее исчисленный и уплаченный налог, Инспекция оспариваемым решением доначислила Обществу налог в размере 384484 руб. При этом, в резолютивной части решения Инспекции содержалось  предложение уплатить неуплаченный земельный налог в сумме 95 781 руб. Также Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 19 174 руб.

 

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Основанием для признания недействительным решения Инспекции послужили выводы суда первой инстанции об отсутствии утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, бессрочного ( постоянного) пользования и расположенных в кадастровом квартале 31:04:01 02 07. В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности использования удельных показателей кадастровой стоимости при расчете налогооблагаемой базы по налогу на землю в отношении земельных участков, принадлежащих Обществу. При этом, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 5 ст. 65, п.2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, для установления которой проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно положений п. 4, 8, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением главы администрации Белгородской области от 18.12.2002 № 474 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений по Белгородской области, которые доведены до налогоплательщиков через средства массовой информации.

Между тем, в приложении к постановлению к вышеуказанному постановлению отсутствует кадастровый квартал 31:04:01 02 07, на котором расположены принадлежащие Обществу земельные участки, а удельные показатели кадастровой стоимости кадастрового квартала 31:04:01 02 01 использованы быть не могут.

Доводы апелляционной жалобы Инспекции о том, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году в отношении земельных участков, принадлежащих Обществу, из государственного кадастра не исключены,  следовательно, должны применяться при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства утверждения кадастровой стоимости в отношении кадастрового квартала 31:04:01 02 07 в установленном законом порядке в спорный налоговый период отсутствовали. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2009 г. по делу № А 08-3552/2008-1.

 

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтено следующее.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Исходя из пунктов 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта( п.4 постановления Пленума ВАС РФ № 54)

Как следует из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации права серии 31-АА 973878 (дата выдачи 16.05.2006) подтверждается право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 31:04:010207:0696 площадью 269 кв.м;

свидетельством о государственной регистрации права серии 31-АБ 251645 (дата выдачи 03.09.2007) подтверждается право общей долевой собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 31:04:010207:0695 площадью 6584 кв.м

В соответствии со свидетельством бессрочного (постоянного) пользования от 13.11.1997, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, кадастровой выписки  Обществу принадлежит земельный участок кадастровый номер 31:04:010207:0697 площадью 219 кв.м.

В силу вышеизложенного в спорном налоговом периоде Общество являлось налогоплательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков.

Согласно статье 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случаях,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А14-1368-2009/47/8. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также