Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А35–724/09-С18. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 августа 2009 года Дело № А35–724/09-С18 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2009 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой М.Б., судей Свиридовой С.Б. Ольшанской Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., при участии: от Инспекции ФНС России по г.Курску: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения; от Областного государственного специального ( коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УШ вида № 3»: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2009 по делу № А35-724/09-С18 (судья Левашов А.А.), по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску к Областному государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3» о взыскании пеней в сумме 116,64 руб., УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3» г. Курска (далее – школа-интернат № 3 г. Курска, Учреждение) пеней в размере 116,64 руб., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (с учетом уточненных требований). Решением Арбитражного суда Курской области от 26 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано. Инспекция не согласилась с данным судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Инспекции. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что за Учреждением в карточке расчетов с бюджетом числится задолженность, что предполагает начисление пени; налоговый орган не имеет правовых оснований для исключения из лицевых счетов налогоплательщика и признанию безнадежной к взысканию и списанию задолженности Учреждения. По мнению Инспекции, требование № 66056 от 16.09.2008 выставлено в соответствии с нормами налогового законодательства. Стороны, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. В материалах дела имеется заявление Учреждения о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Учреждения. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.09.2008 г. Учреждением в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по единому социальному налогу за 2007 год, согласно которой сумма налога, подлежащая доплате в федеральный бюджет, составила 1624 руб. В связи с неуплатой, по мнению Инспекции, суммы налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, Инспекцией в адрес Учреждения было направлено требование № 66056 от 16.09.2008 г. об уплате в срок до 06.10.2008 года недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1624 руб., а также пеней в сумме 116,64 руб., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога. В связи с неисполнением Учреждением требования об уплате пеней Инспекция обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Учреждения, с учетом уточнения требований, пеней в сумме 116,64 руб., начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются организации, производящие выплаты физическим лицам. В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Согласно ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Согласно п. 6 данной статьи уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Порядок взыскания пени тот же, что и порядок взыскания недоимки по налогу (п. 5, 6 ст. 75 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 69, ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога или сбора, не уплаченной в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. При этом, в соответствии с п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные ст. 69 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов. Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговым органом производится принудительное взыскание налога, при этом с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке (подпункт 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные статьей 70 НК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи этот срок не должен превышать трех месяцев со дня выявления недоимки. Названные положения, в силу пункта 9 статьи 46 НК РФ, применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате. Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога представляет собой процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, осуществлено. Таким образом, в направленном налогоплательщику требовании должны содержаться сведения о сумме задолженности, на которую начислены пени, размер пени, а также дата, с которой начисляются пени, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности расчета, произведенного налоговым органом. Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко проверить обоснованность начисления суммы недоимки по конкретным налогам и соответствующих пеней. При этом, поскольку в отличие от недоимки по налогу, для которой определены конкретные сроки уплаты (статья 243 НК РФ), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности, налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по налогу. Как следует из пояснений Инспекции, представленных суду первой инстанции, взыскиваемая сумма пеней состоит из двух составляющих: программно доначисленных на сумму недоимки по налогу, возникшую после представления Учреждением уточненной декларации по единому социальному налогу за 2007 год, а также программно доначисленных на сумму недоимки, образовавшуюся после представления авансового расчета за 2 квартал 2008 года. Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что направленное Инспекцией ФНС РФ по г. Курску в адрес Учреждения требование № 66056 об уплате числящейся за налогоплательщиком по состоянию на 10.09.2008 г. задолженности по пеням за несвоевременную уплату единого социального налога, не соответствует требованиям статьи 69 НК РФ. Содержащиеся в нем сведения не позволяют проверить обоснованность начисления пеней ввиду несоответствия необходимых данных о дате образования недоимки, на которую начислены пени, и ее размере, а также ввиду отсутствия указания о периодах просрочки уплаты налога, за которые начислены пени. В соответствии с нормами статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обязанности арбитражного суда при рассмотрении требования о взыскании обязательных платежей и санкций входит установление наличия взыскиваемой суммы задолженности, полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании, правильности расчета и размера взыскиваемой суммы. При этом, согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А35-4326/09-С9. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|