Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу n А35-4534/08-С26. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 августа 2009 года                                                Дело №№А35-4534/08-С26

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено  11 августа 2009г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Семенюта Е.А.

судей                                                                                        Миронцевой Н.Д.

                                                                                                  Протасовым А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.

при участии:

от ЗАО Курская строительная компания «Трансмост»: представители не явились, извещены надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Курская строительная компания «Трансмост» на решение Арбитражного суда Курской области от 15.05.2009 по делу № А35-4534/08-С26 (судья Д.В.Лымарь), по заявлению закрытого акционерного общества Курская строительная компания «Трансмост» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество Курская строительная компания «Трансмост» (далее по тексту - ЗАО КСК «Трансмост», Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным Постановления №46 от 11.07.2008 г. «О назначении административного наказания», принятого заместителем главного государственного инспектора по Курской области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Курской области).

Решением Арбитражного суда Курской области от 15.05.2009 по делу № А35-4534/08-С26 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО КСК «Трансмост» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

В обоснование жалобы податель ссылается на нарушение административным органом норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении. При этом указывает, что в нарушение статьи 28.2 протокол был составлен в отсутствие представителя Общества, при отсутствии сведений о надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Управление Росприроднадзора по Курской области в представленном суду отзыве полагает, что Управлением был соблюден установленный порядок при производстве по делу об административном правонарушении.

ЗАО КСК «Трансмост», надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило.

Управление Росприроднадзора по Курской области, надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. Суду представило отзыв на апелляционную жалобу.

В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная инстанция находит, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.

Судом первой инстанции установлено, что ЗАО КСК «Трансмост» осуществляет пользование недрами (добыча пресных подземных вод одиночной скважиной) в соответствии с лицензией на право пользование недрами КРС №538335 ВЭ.

В соответствии с Распоряжением Руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области №3 от 11.01.2008г. государственному инспектору по Курской области Зобневу Николаю Федоровичу было предписано осуществить в период с 15.01.2008 г. по 17.01.2008 г. плановую проверку соблюдения ЗАО КСК «Трансмост» законодательства о недрах, в том числе выполнения условий, предусмотренных Лицензией.

15.01.2008 г. в ходе проведения проверки в отношении ЗАО КСК «Трансмост» был составлен протокол № 3 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого было принято Постановление № 3 от 17.01.2008 г. «О назначении административного наказания», в соответствии с которым также был установлен факт невыполнения ЗАО КСК «Трансмост» условий п.7, п.9, п.13 Лицензии в части отсутствия надлежащего контроля за качеством подземных вод и непредставления в установленном порядке информации в уполномоченные органы о забранных водах, отсутствия зоны строгого санитарного режима вокруг скважин.

17.01.2008 г. Управлением Росприроднадзора Курской области было вынесено Предписание № 3 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами, в соответствии с которым ЗАО КСК «Трансмост» предписано: 1) выгородить зону первого пояса вокруг скважин до 01.05.2008 г.; 2) организовать мониторинг за уровнем подземных вод до 01.05.2008 г.; 3) в установленном порядке организовать контроль за качеством воды согласно условий лицензии с представлением информации в уполномоченные органы до 01.05.2008 г.

В соответствии с Распоряжением Руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области № 46 от 24.06.2008 г. государственному инспектору по Курской области Потомахину Владимиру Леонидовичу было предписано осуществить в период с 25.06.2008г. по 30.06.2008г. внеплановую проверку выполнения ЗАО КСК «Трансмост» ранее выданного Предписания № 3 от 17.01.2008 г. по устранению выявленных нарушений.

В ходе проведения внеплановой проверки с выходом 26.06.2008 г. Потомахина В.Л. на место эксплуатации водозаборной скважины ЗАО КСК «Трансмост» было установлено, что ЗАО КСК «Трансмост» не выполнило в полном объеме Предписание № 3 от 17.01.2008 г., а именно - недропользователем не выгорожена зона строгого санитарного режима вокруг водозаборной скважины; не ведется мониторинг за положением уровня подземных вод в скважинах; не предоставляется соответствующая квартальная отчетность в ТЦ «Курскгеоманиторинг».

По результатам проведения проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Потомахиным В.Л. был составлен акт №46 от 30.06.2008г. проверки соблюдения пользователями недр обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр.

Одновременно с составлением акта проверки 30.06.2008 г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Потомахиным В.Л. в отношении ЗАО КСК «Трансмост» был составлен протокол об административном правонарушении № 46, в котором отражены выявленные в ходе проверки факты нарушений (невыполнение ЗАО КСК «Трансмост» п.п.7 и 9 условий лицензии: не выгорожена зона строгого санитарного режима вокруг водозаборной скважины; не организовано ведение мониторинга за положением уровня подземных вод в скважине и предоставление соответствующей квартальной отчетности в ТЦ «Курскгеоманиторинг»), чем нарушены п.10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах», п.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п.7 и 9 Условий лицензии на право пользование недрами КРС 53835 ВЭ. Указанное нарушение было квалифицировано административным органом в протоколе как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 46 от 30.06.2008г., заместителем главного государственного инспектора по Курской области Емельяновым Анатолием Ивановичем принято Постановление №46 от 11.07.2008. «О назначении административного наказания», в соответствии с которым ЗАО КСК «Трансмост» было привлечено к административной ответственности на основании ст.7.3 КоАП РФ в виде 30000 руб. 00 коп. штрафа.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, ЗАО КСК «Трансмост» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Курской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.

Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), установлена в статье 7.3 КоАП.

Объективной стороной правонарушения являются действия по пользованию недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона о недрах, в соответствии с которой пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией (п. 1, 10 части 2 ст. 22 Закона о недрах).

Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусматрено выполнение обязательных мероприятий на территории зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения, - в частности, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной; дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (пп.3.2.1.1), на территории ЗСО 1 пояса не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п.3.2.1.2 СанПиН).

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

ЗАО КСК «Трансмост» имеет лицензию на право пользование недрами КРС 53835 ВЭ с целью добычи питьевых подземных вод одиночной скважиной для хозяйственно-питьевого и технологического обеспечения водой и предприятия.

В соответствии с п.7 указанной лицензии недропользователь обязан соблюдать условия эксплуатации зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.3.2.), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002 г.

Вместе с тем, как усматривается из представленных в материалы дела документов, размер зоны санитарной охраны (ЗСО) 1 пояса для скважины, эксплуатируемой ЗАО КСК «Трансмост», составляет 12,5х21 м, ЗСО 2 пояса составляет 50 м, ЗСО 3 пояса – 88 м; при этом на момент проведения проверки зона санитарной охраны 1 пояса вокруг эксплуатируемой ЗАО КСК «Трансмост» водозаборной скважины лицензиатом не была обозначена и не огорожена. Указанный факт не оспаривался и самим Обществом.

Кроме того, в п.9 лицензии, выданной ЗАО КСК «Трансмост», определены условия проведения лицензиатом мониторинга подземных вод, в соответствии с которыми ЗАО КСК «Трансмост» обязано в срок до 01.12.2005 г. оборудовать водозаборную скважину пьезометром и водомером с организацией по ней ежемесячных замеров положения уровня подземных вод. Учет воды, отбираемой из водоносного горизонта, лицензиат был обязан производить по водомеру, вести журнал учета отбираемых подземных вод; не позднее 5 числа, следующего за отчетным кварталом, направлять в ТЦ «Курскгеомониторниг» отчет об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, с одновременным направлением сведений о положении уровня воды в скважине, ходе ее эксплуатации, ремонтных работах.

Посчитав, что невыполнение заявителем условий п.9 лицензии в части ежеквартального представления отчетности по установленным формам в ТЦ «Курскгеомониторниг» подтверждено материалами дела, суд первой инстанции нашел правомерным и обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях ЗАО КСК «Трансмост» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.3 КоАП РФ и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Между тем, арбитражным судом области не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц законом регулируется определенный порядок привлечения к административной ответственности, соблюдение которого обязательно.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу n А14-2657-2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также