Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 по делу n А64-1393/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 августа 2009 года Дело № А64-1393/09 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой М.Б. судей Михайловой Т.Л., Ольшанской Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области: Крушатин А.В., заместитель начальника юридического отдела по доверенности № 68-01/194156 выданной до 09.2.2010, удостоверение УР № 377889; от ОАО «Красное знамя»: представитель не явился, извещено надлежащим образом. от административного управляющего ОАО «Красное знамя» Агапова С.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2009 по делу № А64-1393/09 (судья Игнатенко В.А.), по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тамбовской области к ОАО «Красное знамя» о взыскании 6 025 113 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Тамбовской области (далее – МИФНС России №3 по Тамбовской области, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием о взыскании с Открытого акционерного общества «Красное знамя» (далее – ОАО «Красное знамя», Общество) как налогового агента удержанного, но не уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 6 025 113 руб., из которых: налог на доходы физических лиц в размере 4 417 984 руб., пени по нему в размере 1 469 904 руб., штраф в размере 137 225 руб. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Инспекция не согласилась с данным судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что ею проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено неперечисление Обществом налога на доходы физических лиц. Руководствуясь положениями пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", Инспекция обратилась в суд за взысканием указанной задолженности. Инспекция указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд за взыскание спорной задолженности, при этом Инспекция ссылается на положения ст. 195, 196 ГК РФ, согласно которым срок исковой давности составляет три года. Помимо этого, Инспекция сослалась на то обстоятельство, что исполнительное производство (о взыскании с Общества спорной задолженности) в настоящий момент приостановлено, ввиду чего Инспекция была вынуждена обратиться в суд. В судебное заседание не явилось ОАО «Красное Знамя», административный управляющий ОАО «Красное Знамя» Агапов С.А., которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие ОАО «Красное Знамя», административного управляющего ОАО «Красное Знамя» Агапова С.А. Изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО «Красное знамя» по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2003 г. по 31.10.2006, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт № 1 от 15.03.2007. Рассмотрев акт, Инспекцией вынесено решение № 1 от 06.04.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество помимо прочего привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 98 228 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений о доходах физических лиц виде штрафа в сумме 38 850 руб. Пунктом 2 решения Обществу начислены пени, в том числе по налогу на доходы физических лиц (далее- НДФЛ) в размере 769 770 руб.. Также Обществу предложено уплатить недоимку, в том числе по НДФЛ в размере 2 860 049 руб. На основании решения № 1 от 06.04.2007 Инспекцией в адрес Общества выставлено требование № 1397 от 07.05.2007 об уплате доначисленных налогов в общей сумме 4 417 984 руб., пени в общей сумме 1 469 904 руб., штрафов в общей сумме 137 225 руб., всего 6 025 113 руб., в срок до 17.05.2007. Как следует из содержания требования № 1397 ( л.д.25) из общей суммы налогов, пени и штрафов сумма налога на доходы физических лиц, которую предложено уплатить Обществу, составляет 2 860 049 руб., пени по налогу на доходы физических лиц составляют – 769 770 руб, штрафы - 137078 руб. В связи с неисполнением требования № 1397 от 07.05.2007 Инспекцией вынесено решение № 1170 от 13.06.2007 о взыскании налогов, сборов, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках на общую сумму 6 025 113 руб. 25.06.2007г. Инспекцией вынесено решение № 255 о взыскании налогов, сборов, пени за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 6 219 057, 73 руб. (в том числе по требованию № 1397 от 07.05.2007). На основании указанного решения Инспекцией принято постановление № 255 от 25.06.2007 о взыскании налогов, сборов, пени за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 6 219 057, 73 руб., которое было направлено Инспекцией в подразделение судебных приставов г. Рассказово и Рассказовского района Тамбовской области. На основании указанного постановления 27.06.2007 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 13212/1019. В связи с тем, что после применения полного комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по налогу на доходы физических лиц, соответствующим пеням и штрафам, начисленной по решению Инспекции № 1 от 06.04.2007 г. «о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», данная задолженность ОАО «Красное знамя» погашена не была, Инспекция обратилась в суд с заявлением о ее взыскании. При этом, как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2008г. по делу №А64-1850/06-21 в отношении ОАО «Красное Знамя» введена процедура банкротства «финансовое оздоровление», административным управляющим утвержден Агапов С.А. В обоснование правомерности обращения в суд Инспекция сослалась на положениями пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которому требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Отказывая в удовлетворении требований Инспекции, суд первой инстанции исходил из неправомерности применения двух мер взыскания одной задолженности, а также из пропуска срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности. Однако, при принятии решения судом первой инстанции не было учтено следующее. В соответствии с п.4 ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Частью 1 ст.213 АПК РФ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Согласно п.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. В соответствии ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – НК РФ) (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров") в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса ( п.7 ст.46 НК РФ) Положения настоящей статьи НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом ( п.9 ст.46 НК РФ). Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации определен иной ( внесудебный) порядок взыскания налогов, пеней и штрафных санкций: они взыскиваются по решению налоговых органов. Вместе с тем положениями налогового законодательства установлены также случаи взыскания налога в судебном порядке. В частности, п.2 ст.45 НК РФ установлено, что взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Инспекция на наличие указанных обстоятельств не ссылалась, соответствующих доказательств не представила. Кроме того, положениями п.3 ст.46 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика ( налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, пени и штрафа в случае, если решение о взыскании принято налоговым органом позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В рассматриваемом случае срок исполнения требование об уплате налога на доходы физических лиц, соответствующих пени и штрафов № 1397 был установлен до 17.05.2007 г. При этом, ввиду неисполнения Обществом данного требования, 13.06.2007 г. , то есть в пределах 60-дневного срока Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 по делу n А35-2195/08-С12. Определение 19АП-3359/09 (А35-2195/08-С12) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|