Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 по делу n А14-4255-2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

   

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                  

29 июля 2009 года                                                               дело № А14-4255-2009

г. Воронеж                                                                                                       158/25       

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 г.

                                                                                                                                                                               

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Потихониной Ж.Н.,

судей:                                                                                         Барковой В.М.,

                                                                                                    Седуновой И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем    Плотниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования  городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж

на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2009 г. по делу № А14-4255/2009/158/25, принятое судьёй Романовой Л.В., по иску ОАО «Рудгормаш» к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, при участии третьих лиц: Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района», г. Воронеж о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 1 560 604 руб. 29 коп. задолженности за оказанные услуги, взысканной с должника решением арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2007 г. по делу №А14-2875/2007/124/8,

при участии:

от МО городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Дорохова К.А. – главный специалист, доверенность № 1349-ФКУ от 19.12.208г.;

от ОАО «Рудгормаш»: Морозова А.В.-  ведущий юрисконсульт, доверенность б/н от 12.05.2009г.,

от Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж - представитель не явился, надлежаще извещён;

от МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района» - представитель не явился, надлежаще извещён;

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Рудгормаш» (далее по тексту - ОАО «Рудгормаш», истец) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с требованием к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту - ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 1560604 руб. 29 коп. задолженности по неисполненному решению Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2007 г. по делу №А14-2875/2007/124/8.

Решением от 01.06.2009 года арбитражный суд Воронежской области взыскал с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, распложенного по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10 в пользу открытого акционерного общества «Рудгормаш», расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, д. 13, в порядке субсидиарной ответственности 1560604 руб. 29 коп., осуществив взыскание за счет средств муниципальной казны.

Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.06.2009 г. по делу №А14-4255/2009/158/25 и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представители администрации городского округа город Воронеж и МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района» не явились.

Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба  рассматривалась в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, считает, что арбитражным судом не доказаны имеющие значения для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, неправильно применены нормы материального права, просил отменить его, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ОАО «Рудгормаш» выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2007 г. по делу №А14-2875/2007/124/8 с муниципального учреждения «Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района» в пользу открытого акционерного общества «Рудгормаш» взыскано 1560604 руб. 29 коп. основного долга.

23.11.2007 г. взыскателю выдан исполнительный лист №046953, на основании которого Постановлением судебного пристава-исполнителя Левобережного районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области возбуждено исполнительное производство.

Постановлением от 26.12.2008 г. исполнительное производство окончено, исполнительный лист №046953 возвращен в адрес взыскателя в связи с отсутствием денежных средств.

Ссылаясь на неисполнение решения суда МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района»,  как  основным  должником,  наличие  у  него  статуса  учреждения,  истец обратился с настоящим иском к ответчику, как собственнику имущества должника, на основании ст. ст. 120, 399 ГК РФ.

Судебная коллегия считает, что принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об удовле­творении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №21 от 22.06.2006 г. ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 120 ГК РФ.

Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечён к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

Спорная задолженность взыскана с МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района», как основного должника, вступившим в законную силу решением суда от 08.10.2007 г. по делу №А14-2875/2007/124/8.

Доказательств исполнения данного решения основным должником в материалы дела не представлено.

Согласно Устава, МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района» является муниципальным учреждением. Все имущество учреждения является муниципальной собственностью города Воронежа и находится в оперативном управлении учреждения (п. 2.1 Устава).

Согласно п. 4 ст. 68 Устава городского округа г. Воронеж, принятого Постановлением Воронежской городской Думы №150-1 от 27.10.2004 г., органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно  отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» на основании п. 10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 указанной статьи Бюджетного кодекса.

В силу п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утверждённому распоряжением Главы городского округа город Воронеж №325-р от 02.06.2008 г., Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1).

Ответчиком по делу сведений о том, что функции главного распорядителя средствами бюджета муниципального образования возложены на иной орган суду не представлено.

Судебная коллегия считает, что на основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае к субсидиарной ответственности должно привлекаться муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования - Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.

Таким образом, исковые требования о взыскании с ответчика за счет средств муниципальной казны 1560604 руб. 29 коп. в порядке субсидиарной ответственности суд первой инстанции обоснованно нашел подлежащими удовлетворению за счет средств муниципальной казны.

Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности факта недостаточности денежных средств для исполнения исполнительного документа у основного должника судебной коллегией также отклоняются как несостоятельные, поскольку в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у основного должника денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед истцом. Более того, 17.12.2008г. судебным приставом-исполнителем Левобережного районного отдела судебных приставов  в рамках сводного исполнительного производства установлено отсутствие денежных средств  у должника МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района», в связи с чем составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю на основании ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Оспаривая судебный акт, заявитель апелляционной жалобы не представил доказательств наличия денежных средств у основанного должника. Не представлено таких доказательств и МУ «РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.

Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

 Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 268 АПКФ РФ, а также положениями пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.05.2009 г. №36,  апелляционной инстанцией проверена законность оспариваемого судебного акта в обжалуемой части.

Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. По правилам с. 110, 112 АПК РФ распределение судебных расходов производится между участниками процесса. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). По спорам, вытекающим из гражданских правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании статьи 44 АПК РФ. 

Статья 333.37 Налогового кодекса РФ льготы при обращении в арбитражные суды предусматривает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае в качестве ответчика выступало муниципальное образование городской округ город Воронеж, которое не относится к вышеуказанным лицам.  Финансово-казначейского управления администрации

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 по делу n А36-1862/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить с/а арбитражного суда апелляционной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам  »
Читайте также