Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2009 по делу n А14-17072/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 июля 2009 года Дело № А14-17072/2008/542/23 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года. Постановление в полном объеме изготовлено 6 июля 2009 года. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сергуткиной В.А., судей Миронцевой Н.Д., Семенюта Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разваляевой К.А., при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Каширское»: Матыцын Сергей Дмитриевич, доверенность от 29.06.2009г., паспорт серия 20 04 № 026625, выдан Новоусманским РОВД Воронежской области 13.11.2003г.; от администрации Каширского муниципального района Воронежской области: Щербаков Павел Дмитриевич, начальник правового отдела администрации Каширского муниципального района, генеральная доверенность от 25.11.2008г., паспорт серия 20 04 № 050168, выдан Левобережным РУВД города Воронежа 15.10.2003г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каширское» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2009 года по делу №А14-17072/2008/542/23 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Каширское» к администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании незаконными решений Администрации Каширского муниципального района об отказе от передачи в собственность арендованного нежилого помещения общей площадью 59, 4 кв. м, расположенного в здании по адресу: с. Каширское, ул. Олимпийская, д. 3, и одностороннем отказе от заключения договора аренды данного нежилого помещения на новый срок, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Каширское» (далее – ООО «Каширское», Общество) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным бездействия Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее – Администрация) в части принятия решения об отчуждении арендованного нежилого помещения (полуподвал) общей площадью 59,4 кв.м, расположенного в здании по адресу: Воронежская область, Каширский район, с.Каширское, ул.Олимпийская, д.3, и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права ООО «Каширское» на приобретение данного арендованного имущества по заявлению от 26.11.2008 года, а также о признании незаконным отказа Администрации в отчуждении арендованного нежилого помещения (полуподвал) общей площадью 59,4 кв.м, расположенного в здании по адресу: Воронежская область, Каширский район, с.Каширское, ул.Олимпийская, д.3, сформулированный в письме от 16.12.2008 года исх.№3201 главы Каширского муниципального района Тюрина Н.Д. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2009 года по делу №А14-17072/2008/542/23 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением, ООО «Каширское» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, считая его незаконным и необоснованным и ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы ссылается на наличие преимущественного права на приобретение арендуемого им нежилого помещения, что следует из статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Администрация возражает против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, представила отзыв. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Из материалов дела следует, что, начиная с 2003 года, ООО «Каширское» арендовало находящееся в муниципальной собственности Каширского района Воронежской области нежилое помещение (в том числе, полуподвал площадью 59,4 кв.м), расположенное в здании Администрации: Воронежская область, Каширский район, с.Каширское, ул.Олимпийская, д.3, заключая ежегодно с Администрацией договоры аренды на срок менее одного года. Арендуемое помещение использовалось Обществом под магазин, в котором осуществлялась розничная продажа, в том числе алкогольной продукции. 23.01.2008 года между ООО «Каширское» и Администрацией заключен договор аренды №19 нежилого помещения (полуподвал) общей площадью 59,4 кв.м, расположенного в здании по указанному выше адресу, на срок до 30.12.2008 года и подписан акт приема-передачи к договору. Письмами от 01.11.2008 года исх.№2762 и от 03.12.2008 года исх.№3045 глава Каширского муниципального района уведомил ООО «Каширское» о том, что по окончании действия договора аренды от 23.01.2008 года №19 новый договор аренды нежилого помещения, названного выше, заключаться не будет, и просил в срок до 01.01.2009 года освободить занимаемое помещение. 08.12.2008 года постановлением Администрации №760 (с изменениями, внесенными постановлением от 12.01.2009 года № 01) утвержден в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Спорное нежилое помещение включено в указанный перечень. 19.01.2009 года Администрация постановлением №27 изменила целевое назначение спорного нежилого помещения на организацию объекта общественного питания. 26.11.2008 года ООО «Каширское», ссылаясь на использование своего преимущественного права, обратилось к председателю координационного совета по предпринимательству при главе Каширского района с заявлением о продаже Обществу арендуемого помещения площадью 59,4 кв.м, расположенного в здании по адресу: Воронежская область, Каширский район, с. Каширское, ул. Олимпийская, д. 3. Письмом от 16.12.2008 года исх. №3201 глава Каширского района сообщил заявителю, что спорное помещение включено в Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и будет использоваться Администрацией для организации общественного питания и сдаваться в аренду с торгов по продаже права на заключение договора аренды нежилого помещения. Полагая, что оспариваемый отказ от 16.12.2008 года и бездействие Администрации не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы ООО «Каширское», поскольку лишают его возможности применить положения Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что ООО «Каширское» не предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, а спорное нежилое помещение не подлежит отчуждению в частную собственность. Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего. На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия). Пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В соответствии с частью 2 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Согласно статье 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, в частности, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании части 4 статьи 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Частью 4.2 указанной статьи предусмотрено, что государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество. Из анализа изложенных выше норм права следует, что при возмездном отчуждении арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества из муниципальной собственности в частную собственность указанные субъекты пользуются преимущественным правом на приобретение этого имущества. При Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2009 по делу n А36-1881/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|