Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А64-6883/08-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

        

                                                          

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

                                                 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июня 2009 г.                                                          Дело № А64-6883/08-13

город Воронеж     

                                                                    

                 Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 г.

      Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -                                       Михайловой Т.Л.,

судей -                                                                                  Свиридовой С.Б.,

                                                                                              Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии в судебном заседании:

от  налогового органа: представители не явились, надлежаще извещен,

от  налогоплательщика: представители не явились, надлежаще извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2009 г. по делу № А64-6883/08-13 (судья Пряхина Л.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 1712 от 22.08.2008 г.,

                                                                   

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 22.08.2008 г. № 1712 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части начисления недоимки по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за первый квартал 2008 г. и начисления пени.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2009 г. решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 22.08.2008 г. № 1712 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признано недействительным.

                                           

Налоговый орган, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене решения арбитражного суда Тамбовской области от 12.03.2009 г.  как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция со ссылкой на положения статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также исходя из критериев, установленных пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на то, что налогоплательщики могут применять пониженную ставку единого социального налога и тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в тех случаях, когда доля от реализации сельскохозяйственной продукции составит по истечении каждого календарного месяца не менее 70 процентов нарастающим итогом с начала года. До достижения названного критерия налогоплательщики обязаны исчислять единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставкам, установленным в абзаце 1 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На этом основании налоговый орган, учитывая, что за 1 квартал    2008 г. у общества «Сосновка-АГРО-Инвест» доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме от реализации составила 55 процентов, пришел к выводу, что обществом подлежали исчислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по правилам абзаца 1 пункта 2 статьи 22 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Поэтому применение страхователем пониженных ставок, по мнению инспекции, привело к занижению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за  1 квартал 2008 г. на сумму 123 596 руб.

При этом, налоговый орган не согласен с выводом суда о том, что понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» определяется исходя из критериев, установленных в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса и полагает, что данной статьей определены лишь критерии, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, а не критерии отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, позволяющие ему применить пониженную ставку страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представители налогового органа и общества в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно положениям статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание надлежаще извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

       

Как следует из материалов дела, 18.04.2008 г. обществом с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Тамбовской области был представлен расчет по авансовым платежам по  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 г.

По результатам проверки расчета налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки № 1924/1197 дсп от 21.07.2008 г. и вынесено решение № 1712 от 22.08.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому было отказано в привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сосновка-АГРО-Инвест» к налоговой ответственности.

В то же время, данным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в  сумме 123 596 руб., в том числе: 39 099 руб. - по сроку уплаты 15.02.2008 г., 35 953 руб. -  по сроку уплаты 17.03.2008 г., 48 544 руб. -  по сроку уплаты 15.04.2008 г., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для доначисления указанной суммы страховых взносов послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для сельскохозяйственных производителей в расчете по авансовым платежам за 1 квартал 2008 г., в результате чего, по мнению  инспекции,  обществом были занижены авансовые платежи  по страховым взносам, подлежащие уплате за январь, февраль, март 2008 г.

Решение инспекции № 1712 в части, касающейся доначисления авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пене за их несвоевременное перечисление, было обжаловано обществом в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее – управление), решением которого от 13.10.2008 г. № 22-18/90 жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции № 1712 от 22.08.2008 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в  части, касающейся начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 123 596 руб., общество «Сосновка-АГРО-Инвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Рассматривая возникший спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком единого социального налога, а в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) также является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ общество как страхователь обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Пунктом 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог».

Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков – организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 22 Закона № 167-ФЗ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, предусмотрены льготные тарифы страховых взносов. Пониженные ставки по единому социальному налогу установлены для таких лиц абзацем 2 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса.

Однако ни положениями Закона № 167-ФЗ, ни положениями главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель».

Вместе с тем, с внесением Федеральным законом от 24.07.2007 г.      № 216-ФЗ изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 241 Кодекса, предусматривающий льготные налоговые ставки, в частности, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, дополнен словами «отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса». Следовательно, с 01.01.2008 г. норма пункта 1 статьи 241 Кодекса носит отсылочный характер.

       

В силу пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса  сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

То есть, в спорный период понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» было установлено Налоговым кодексом. Следовательно, суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно применил понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в том значении, в каком оно используется в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса.

Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых являются сельское хозяйство,  занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и имеющие долю доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства  в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Согласно уставу общества «Сосновка-АГРО-Инвест», основными видами его деятельности являются, в частности, производство сельскохозяйственной продукции и предоставление услуг в области растениеводства и животноводства; оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, мясом, молочными продуктами, живыми животными; транспортная обработка грузов; хранение и складирование зерна; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе, покупка и продажа земельных участков, аренда транспортных средств и оборудования, аренда сельскохозяйственных машин и оборудования; и иные виды деятельности.

Из имеющихся в деле бухгалтерских документов за 2007 г. следует, что общество в данном периоде являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем с удельным весом доходов от реализации сельскохозяйственной продукции более 70 процентов, поэтому при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяло тарифную ставку 10,3 процентов.

В 2008 г. (в том числе и в 1 квартале 2008 г., являющимся спорным периодом) общество также осуществляло производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, оказывало иные услуги по проведению сельскохозяйственных работ, что установлено материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Из представленных в материалы дела бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках,  отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2008 г. следует, что доля общего дохода от реализации сельскохозяйственной

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А36-249/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также