Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу n А36-838/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 18 июня 2009 года Дело №А36-838/2009 г.Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2009 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова А.И. судей Сергуткиной В.А., Миронцевой Н.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А., при участии: от Открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания»: Васильева Р.С., начальника отдела оптимизации закупок энергии по доверенности №271/08 от 17.12.2008, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Гребенщикова М.А., государственного инспектора отдела естественных монополий, ЖКХ и социальной сферы по доверенности №25 от 17.03.2009, от ООО «Энергосбытовая компания особой экономической зоны Липецк»: Андреева А.В., генерального директора, решение №1 от 28.09.2007, Бурлаковой Л.А., представителя по доверенности от 06.04.2009; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.04.2009 по делу №А36-838/2009 (судья Захарова Е.И.) по заявлению Открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2009 о привлечении к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ по делу об административном правонарушении №02-Т-09, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общества «Липецкая энергосбытовая компания» (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2009 о привлечении к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ по делу об административном правонарушении №02-Т-09. Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания особой экономической зоны Липецк». Решением от 20.04.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество «Липецкая энергосбытовая компания» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального права. При этом, общество ссылается на то, что не должно нести ответственность по ст.14.31 КоАП РФ поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей. Также, ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» полагает, что при принятии обжалуемого решения суд не выяснил наличие его доминирующего положения на оптовом рынке электрической энергии. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее. Решением Комиссии Липецкого УФАС РФ от 27.01.2009 по делу №68 выявлено нарушение ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» ч.1 ст.30 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном уклонении от подписания Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО «ЭСК ОЭЗ Липецк» - ОАО «ЛЭСК» и запросе дополнительных документов при согласовании Перечня средств измерений, не предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, результатом которых явилось создание препятствий к выходу в 2009 году на оптовый рынок электрической энергии ООО «ЭСК ОЭЗ Липецк». 06.02.2009 Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №02-Т-09, предусмотренном ст.14.31 КоАП РФ. Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой от 24.02.2009 Открытое акционерное общество «Липецкая энергосбытовая компания» привлечено к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1% от суммы выручки от реализации электрической энергии на территории Липецкой области в 2008 году, что составило 29892110 руб. Полагая, что указанное постановление принято с нарушением требований законодательства, его прав и законных интересов, Общество обратилось за защитой в арбитражный суд, указывая на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ, поскольку последнее не занимает доминирующего положения на оптовом рынке электрической энергии и мощности. ОАО «ЛЭСК» также сослалось на то, что не препятствовало ООО «ЭСК особой экономической зоны Липецк» в получении статуса субъекта оптового рынка, поскольку, не согласовывая представленный последним Перечень средств измерений без одновременного предоставления соглашения об информационном обмене, общество действовало строго в соответствии с п.6.7 «Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности». Кроме того, вышеуказанные действия общества никак не могли нарушить права заинтересованного лица, поскольку в случае невозможности согласования Перечня со смежными субъектами, претендент на получение статуса субъекта оптового рынка, вправе был самостоятельно представить администратору имеющиеся у него Перечни средств измерений, являющиеся приложением к договору о присоединении. По мнению заявителя, самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены является исчисление административного штрафа, исходя из суммы выручки, полученной на розничным рынке электрической энергии обратилось в арбитражный суд за защитой. Разрешая настоящий спор, суд правомерно исходил из доказанности факта совершения Открытым акционерным обществом «Липецкая энергосбытовая компания» вменяемого правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях УФАС по Липецкой области нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Апелляционная коллегия соглашается с указанными правомерными выводами суда первой инстанции и полагает необходимым учитывать следующее. Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В соответствии с п.13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30) арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать следующее. Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. В соответствии с ч.ч.1,2 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; для которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйственного субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительно размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев. В силу п.8 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр). Согласно п.3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, зарегистрированном в Минюсте РФ 23.05.2007 №9541, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в реестр. В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Согласно п.п.4,7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее определенный товар) в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона РФ от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», основным принципом организации оптового рынка является свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 названного Закона. В соответствии с ч.ч.1,3,4 ст.35 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка, вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу n А35-2119/08-С21. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|