Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А08-9441/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 мая 2009 года                                                         Дело № А08-9441/2008-26

город Воронеж                                                                                            

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи      Сергуткиной В.А.,

судей          Ольшанской Н.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: не явились, извещено надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Страховая группа «Региональный Альянс»: не явились, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2009 года по делу № А08-9441/2008-26 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению открытого акционерного общества «Страховая группа «Региональный Альянс» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о признании решения и предписания недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Страховая Группа «Региональный Альянс» (далее ОАО «СГ «Региональный Альянс», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – УФАС по Белгородской области, антимонопольный орган) от 18.11.2008 года №253-08-АЗ, которым ОАО «СГ «Региональный Альянс» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), и выданного в тот же день предписания УФАС по Белгородской области по делу №253-08-АЗ о прекращении нарушения закона.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2009 года по делу № А08-9441/2008-26 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решение и предписание УФАС по Белгородской области признаны недействительными.

Не согласившись с решением суда, УФАС по Белгородской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы УФАС по Белгородской области ссылается на то, что судом не учтено имеющееся в деле доказательство (копия письма Общества, направленного в антимонопольный орган) произведенного ОАО «СГ «Региональный Альянс» расчета цены контракта не на основании официально размещенной информации, а на основании копий ПТС, предоставленных страхователем по запросу страховщика, и информации о наличии (отсутствии) страховых случаев. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что заказчиком все характеристики транспортных средств были указаны правильно, считает, что информация, указанная Обществом в котировочной заявке, является сведениями, распространенными в конкурсной документации среди членов котировочной комиссии, и указывает на отсутствие оснований у котировочной комиссии для отклонения котировочной заявки, в связи с чем действия Общества привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта и получению преимущества перед другими участниками запроса котировок. По мнению антимонопольного органа, ОАО «СГ «Региональный Альянс» сознательно допустило возможность неверного расчета суммы страховой премии в сторону уменьшения, тогда как указание этих сведений в котировочной заявке направлено на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами и причинило убытки добросовестным страховщикам в виде упущенной выгоды. УФАС по Белгородской области полагает, что действующее законодательство не содержит требования к запросу котировок об обязательном указании порядка формирования цены, указывает, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и ссылается на то, что описание конкретных действий, которые надлежало совершить Обществу в соответствии с обжалуемым предписанием, содержится в решении по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ОАО «СГ «Региональный Альянс» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. УФАС по Белгородской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения не явившихся в судебное заседание лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением здравоохранения администрации г.Белгорода, выступающим в качестве заказчика, на официальном сайте www.beladm.ru было размещено извещение №000117-ЗК о проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (далее – ОСАГО) владельцев транспортных средств лечебно-профилактических учреждений города Белгорода. К извещению прилагался перечень владельцев автомобилей, чья ответственность подлежала страхованию, и самих автомобилей в количестве 46 единиц с указанием марки, регистрационного знака, года выпуска, категории и типа транспортного средства. Другим приложением к извещению был бланк котировочной заявки.

В соответствии с извещением ОАО «СГ «Региональный Альянс» подало котировочную заявку, осуществив расчет страховой премии для оказания услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств на основании копий ПТС, представленных страхователем по запросу страховщика, а также данных о наличии (отсутствии) страховых случаев, полученных в устной форме, о чем свидетельствует письмо Общества от 04.06.2008 года, адресованное руководителю УФАС по Белгородской области.

Котировочные заявки были поданы также ООО «Росгосстрах-Центр» (филиал – «Управление по Белгородской области») и БРФ ООО «Страховая компания «Согласие». При этом цена муниципального контракта первым из них указана в сумме 146812,52 руб., вторым – 153660,34.

28.04.2008 года подведены итоги рассмотрения и оценки котировочных заявок, что подтверждается протоколом №000117-ЗК/1. Победителем было признано ОАО «СГ «Региональный Альянс» по критерию цены – 142722,01 руб., которая является наименьшей из предложенных.

Полагая, что действия Общества, заключающиеся в указании цены контракта ниже реальной, являются недобросовестной конкуренцией, ООО «Росгосстрах-Центр» обратилось с жалобой от 06.05.2008 года в УФАС по Белгородской области.

Приказом от 11.06.2008 года №180 УФАС по Белгородской области по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» в отношении ОАО «СГ «Региональный Альянс» возбуждено дело №253-08-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия по рассмотрению этого дела.

18.11.2008 года УФАС по Белгородской области, рассмотрев заявление ООО «Росгосстрах-Центр», пришло к выводу, что ОАО «СГ «Региональный Альянс» произвело неверный расчет по 11 маркам автомобилей:

По итогам рассмотрения 06.11.2008 года, установив, что в результате неправильного расчета страховой премии цена контракта ОАО «СГ «Региональный Альянс» была определена ниже, чем у остальных участников запроса котировок, что явилось определяющим критерием при подсчете баллов, УФАС по Белгородской области пришло к выводу, что указанные действия нарушают пункт 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем приняло решение от 18.11.2008 года исх.№3704/6, которым признала жалобу обоснованной. На основании указанного решения УФАС по Белгородской области 18.11.2008 года выдало Обществу предписание №201 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу №253-08-АЗ. В соответствии с указанным предписанием Обществу предписано прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также в срок до 23.12.2008 года письменно уведомить УФАС по Белгородской области об исполнении предписания.

Выполняя предписание УФАС по Белгородской области, ОАО «СГ «Региональный Альянс» издало приказ «О прекращении нарушения антимонопольного законодательства» и провело разъяснительную работу среди работников.

Полагая, что решение от 18.11.2008 года и предписание от 18.11.2008 года №201 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу №253-08-АЗ УФАС по Белгородской области не соответствуют действующему законодательству, регулирующему правоотношения в области защиты конкуренции, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что УФАС по Белгородской области не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решения и предписания, поскольку не обоснованы ни недобросовестность, ни сознательный характер действий Общества по уменьшению суммы страховой премии, не установлено, что указание в котировочной заявке неверных сведений ОАО «СГ «Региональный Альянс» направлено   на   получение   преимущества   перед   другими   хозяйствующими субъектами, а также что направление заказчику котировочной заявки является распространением сведений по смыслу статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ОАО «СГ «Региональный Альянс» оспариваемым решением вменялось осуществление недобросовестной конкуренции в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Указанные действия не допускаются в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы действия носили противоречащий законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости характер, заключались в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и причиняли или создавали угрозу причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо наносили или создавали угрозу нанесения вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона «Об ОСАГО» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с этим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Пункт 2 названной статьи закрепляет, что страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом «Об ОСАГО».

Из пункта 1 статьи 9 названного Закона следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ №739 от 08.12.2005 года.

Названным

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А36-1185/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также