Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А08–9121/2008-1. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 мая 2009 года Дело № А08–9121/2008-1 г. Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.09 г. Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.09 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Осиповой М.Б. судей Михайловой Т.Л., Миронцевой Н.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю., при участии: от ИФНС России по г. Белгороду: представители не явились, надлежаще извещена, от ОАО «Россельхозбанк»: представители не явились, надлежаще извещено, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12 марта 2009 по делу № А08-9121/2008-1 (судья Астаповская А.Г.), по заявлению открытого акционерного общества «Россельхозбанк» к Инспекции ФНС России по г.Белгороду о возврате излишне уплаченной суммы налога, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Россельхозбанк» (далее – ОАО «Россельхозбанк», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду (далее – ИФНС России по г. Белгороду, Инспекция) о возврате излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль в сумме 14 822,28 руб. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены, суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Белгороду возвратить ОАО «Россельхозбанк» из местного бюджета сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 14 822,28 руб. Также суд первой инстанции взыскал с Инспекции в пользу ОАО «Россельхозбанк» 592,89 руб. государственной пошлины. Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что Общество 06.05.05 г. узнало об имеющейся переплате по налогу на прибыль в размере 38 076 руб. из акта сверки № 714 от 06.05.05 г., следовательно, трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате истек. При этом, Инспекция ссылается на то обстоятельство, что после указанной даты Общество платежи не осуществляло, размер переплаты изменялся только в связи с представлением Обществом уточненных деклараций. Однако, по мнению Инспекции, изменение размера переплаты в связи с совершением действий налогоплательщиком по корректировке своего налогового обязательства не может влиять на исчисление срока на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Также, Инспекция не согласна с решением суда первой инстанции в части взыскания с Инспекции в пользу Общества государственной пошлины, поскольку Федеральным законом от 25.12.08 г. № 281-ФЗ внесены изменения в ст. 333.37 НК РФ. Общество в представленном отзыве указывает о несогласии с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебное заседание не явились Инспекция ФНС России по г. Белгороду и ОАО «Россельхозбанк», которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. В материалах дела имеется ходатайство ИФНС России по г. Белгороду о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Инспекции. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Инспекции ФНС России по г. Белгороду и ОАО «Россельхозбанк». В судебном заседании 14.05.09 г. объявлялся перерыв до 21.05.09 г. (с учетом выходных дней). Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество производило уплату налога на прибыль в соответствии со ст. 246 НК РФ. 06 июня 2007 г. между Обществом и Инспекцией подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 629 от 06.06.2007 г. в части уплаты налоговых платежей по месту нахождения Белгородского РФ ОАО «Россельхозбанк», в соответствии с которым было выявлено, что Общество имеет переплату в размере 11 448,28 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет. Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, переплата по налогу в сумме 14 822 руб. 28 коп. сложилась по итогам корректировки налоговых обязательств по налогу на прибыль в сторону уменьшения путем подачи уточненных налоговых деклараций за 2004 год, представленных Обществом в мае 2005 года и сентябре 2006 года. В соответствии со ст. 78 НК РФ Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 27.09.2007 №21-1-1-10/2879 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль зачисляемого в местный бюджет в сумме 14 822,28 руб. Инспекция решением от 07.11.2007 №1047 отказала в осуществлении зачета (возврата), указав, что заявление Общества о возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет в сумме 11 448,28 руб., подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога. Общество повторно обратилось в Инспекцию с заявлением от 20.11.2007 №21-1-1-10/3428 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль зачисляемого в местный бюджет, но которое также был получен отказ Инспекции в возврате налога – письмо от 13.12.2007 г. № 1187. ОАО «Россельхозбанк» обратился в суд с требованиями об обязании ИФНС России по г. Белгороду о возврате излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль в сумме 14 822,28 руб. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии со ст. 246 НК РФ Общество является налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой. В статье 274 НК РФ указано, что налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1). В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Согласно ст. 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ (п. 1). Если иное не установлено пунктами 4 и 5 данной статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей (п. 2). Статьей 287 НК РФ предусмотрены сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей, в соответствии с которой налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Статьей 289 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков налога на прибыль организаций по представлению авансовых расчетов по итогам отчетных периодов и налоговой декларации по итогам налогового периода. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п.3 ст. 289 НК РФ). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). При этом положения налогового законодательства РФ, действовавшие в спорный период, возлагали на налогоплательщиков обязанность по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в ранее поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате ( п.1 ст.81 НК РФ) и не содержали запрета на внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в ранее поданной налоговой декларации ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа определен ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. ст. 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции указанного Федерального закона) и ст. 333.40 части второй НК РФ (в редакции указанного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона. Согласно п.1 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3. ст. 78 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2007). В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007), сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ в редакции действовавшей до 01.01.2007). Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ (п. 9 ст. 78 НК РФ в редакции действовавшей до 01.01.2007). Таким образом, согласно п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Вместе с тем данным в определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. № 173-О разъяснено, что норма, изложенная в п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ, "направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов". Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Оценивая доводы сторон относительно момента, когда Общество имело возможность узнать о переплате налога на прибыль в спорной сумме, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Общество узнало о переплате налога в спорной сумме после проведения совместной сверки расчетов с Инспекцией и подписания (06.06.2007 г.) акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №629 от 06.06.07 г. При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее. В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружении такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А14-16928/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|