Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А64-2329/08-11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 мая 2009 года                                                          Дело № А64-2329/08-11

г. Воронеж                                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 30.04.2009г.

Полный текст постановления изготовлен 22.05.2009г.                                                                                                     

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Осиповой М.Б.,

судей:                                                                                          Миронцевой Н.Д.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем     Бутыриной Е.А.,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Шаталова А.В. – главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности №05-24/030104 от 17.12.2008,

от налогоплательщика: представители не явились извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы  по г.Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2008 по делу № А64-2329/08-11 (судья Надежкина Н.Н.) по заявлению ООО «Вектор» к  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании частично недействительным  решения Инспекции №152 от 21.02.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции от 21.02.2008 №152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 2 990 592 руб., начисления пени в размере 152 520 руб. и привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 598 118 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2008г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Инспекции признано незаконным в части доначисления ООО «Вектор» налога на добавленную стоимость в сумме 2 990 592 руб., 152 520 руб. пени и привлечения Общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 598 118 руб.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на правомерность доначисления суммы налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы, определенной на основании данных выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету Общества, полагая, что указанная выписка является надлежащим доказательством осуществления Обществом операций, облагаемых НДС.

Также Инспекция ссылается на то, что требование о представлении пояснений и уведомление о составлении акта налоговой проверки были направлены Обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Оспариваемое решение принято Инспекцией в присутствии законного представителя Общества.

Кроме того, Инспекция указывает на представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за спорный период, в которой отражена сумма реализации и исчислен НДС, подлежащий уплате в бюджет, и считает, что данное обстоятельство имеет существенное значение при рассмотрении данного спора.

Инспекцией при подаче апелляционной жалобы заявлено ходатайство о представлении отсрочки по уплате госпошлины, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции определением от 06.02.09 г., Инспекции предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до вынесения судебного акта по настоящему делу.

В судебное заседание представители ООО «Вектор», извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассматривал дело в отсутствие налогоплательщика.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 23.04.2009 объявлялся перерыв до 30.04.2009.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 20.09.2007г. Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по НДС за август 2007г. с нулевыми показателями.

По результатам проведения камеральной проверки представленной декларации Инспекцией был составлен акт №5002 от 11.01.2008 и принято решение №152 от 21.02.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением ООО «Вектор» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 598 473 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 2 992 365 руб. и начислены пени по состоянию на 21.02.2008 в сумме 152 610 руб.

Не согласившись с указанным решением Инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2990592 руб., начисления пени в размере 152520 руб. и привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 598118 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления налогоплательщику НДС к уплате в бюджет в сумме 2992365 руб. явилось письмо банка от 27.09.07 г. №5104 о поступлении на расчетный счет Общества в августе 2007 г. денежных средств за товары и услуги в сумме 19616615 руб., в т.ч. НДС - 2992365 руб.

При этом Инспекцией налоговая база по НДС рассчитана исходя из сумм, поступивших на расчетный счет Общества в спорном периоде. Сумма вычетов по НДС определена Инспекцией как равная 0 в соответствии с данными  налоговой декларации.

29.04.08 г. ООО «Вектор» в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация за август 2007г. с общей суммой НДС – 3169188 руб., суммой НДС, подлежащей вычету – 3167415 руб., суммой налога к уплате за налоговый период – 1773 руб.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170НКРФ).

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п.3, 5 ст. 88 НК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 12.07.2006г. № 267-0, взаимосвязанные нормативные положения ч. ч. 3 и 4 ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки.

При этом налогоплательщик должен знать о наличии такого требования. Для этого требование вручается под роспись с указанием даты вручения или отсылается заказным письмом с уведомлением о вручении.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу статьи 101 Налогового кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101).

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

С

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А08-9281/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также