Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n  А64-6452/08-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 мая 2008 года                                                           Дело №  А64-6452/08-19

г. Воронеж                                                                                                                   

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.05.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Семенюта Е.А.

судей                                                                                         Протасова А.И.

                                                                                         Миронцевой Н.Д.

                                                                             

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.

при участии:

от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: Кораблев Д.Н. - начальник отдела по доверенности б/н от 05.03.2009 г., удостоверение №001 от 04.12.2007 г.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Мазаева С.В. - начальник отдела по доверенности №7-д от 28.01.2009 г., паспорт серии 68 03 №851 выдан Октябрьским РУВД города Тамбова 12.02.2003 г.,

Колодина Н.Н. - начальник отдела по доверенности №58-1-12/220п от 28.01.2009 г., удостоверение №5578;

от ООО «Трансэнергетическая компания»: Горелик А.Б. – представитель по доверенности №006/30 от 04.05.2009 г., паспорт серии 68 03 №878040 выдан Октябрьским РУВД города Тамбова 21.02.2003 г.;

от ОАО «Тамбовская сетевая компания»: Евсеева Е.А. – представитель по доверенности №006/011 от 11.01.2009 г., паспорт серии 68 02 №617125 выдан ОВД Советского района города Тамбова 24.07.2002 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 г. по делу № А64-6452/08-19 (судья Малина Е.В.), по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, с участием третьих лиц – ООО «Трансэнергетическая компания», ОАО «Тамбовская сетевая компания» о признании частично недействительным приказа Комитета №580 от 30.12.2007 г.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее по тексту - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган ) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом по Там­бовской области (далее по тексту - КУИ по Тамбовской области, Комитет) о признании недействительным Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области № 580 от 30.12.2007 г. «О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, открытому акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в части пунктов 1,2,3 данного приказа.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены общество с ограниченной ответственностью «Трансэнергетическая компания» (далее по тексту - ООО «Трансэнергетическая компания») и открытое акционерное общество «Тамбовская сетевая копания» (далее по тексту – ОАО «Тамбовская сетевая копания»).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 г. по делу № А64-6452/08-19 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда законным и обоснованным, просили обжалуемый судебный акт арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ОАО «Тамбовская сетевая компания» в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ООО «Трансэнергетическая компания» в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18.06.2008 г. №69 сотрудниками Управления в период с 20.06.2008г. по 30.06.2008г. была осуществлена проверка деятельности ОАО «Тамбовская сетевая компания» на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проведения проверки антимонопольным органом было выявлено, что 30.12.2007 г. Комитет по управлению имуществом Курской области принял Приказ №580 «О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО «Тамбовская сетевая компания», пунктом 1 которого установил следующее: «передать в аренду здания находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С. Рахманинова 5Б литер А, общей площа­дью 1047,7 кв.м. для использования под офис, литер Г, общей площадью 131,4 кв.м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв.м. для использования под офис, литер В, общей площадью 180,0 кв.м. для использования под гараж ОАО «Тамбовская компания».

Пунктом 2 названного приказа установлен срок аренды: с 01.01.2008 по 31.12.2056г.

Пунктом 3 данного приказа ОАО «Тамбовская сетевая компания» определено заключить договор с КУИ Тамбовской области о передаче в аренду зданий, указанных в п.1 Приказа.

30.12.2007 г. между Комитетом и ОАО «Тамбовская сетевая компания» заключен договор N 64/2/158 о передаче во временное владение и пользование зданий общей площадью 1579,6 кв.м., расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5; г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5Б для использования под офисы и гаражи. Срок договора с 01.01.2008 г. по 31.12.2056 г.

Передача имущества Тамбовской области в долгосрочную аренду была осуществлена без проведения торгов. Комитет не обращался в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия в передачу зданий, находящихся в казне Тамбовской области, в долгосрочную аренду на бесконкурсной основе ОАО «Тамбовская сетевая компания».

По данному факту антимонопольный орган по собственной инициативе 23.07.2008 г.  возбудил дело №21/02 в отношении Комитета по управлению имуществом Тамбовской области по признакам нарушения статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 23.09.2008 г. Комиссия Тамбовского УФАС России приняла решение, которым признала Комитет по управлению имуществом Тамбовской области нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» при издании приказа от 30.12.2007 г. №580 «О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО «Тамбовская сетевая компания» и заключении договоров аренды без проведения конкурса в части несоблюдения порядка предоставления государственной помощи и предварительного ее согласования с антимонопольным органом.

Посчитав, что Комитет при предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту – ОАО «ТСК» государственной помощи, допустил нарушение антимонопольного законодательства, выраженное в несоблюдении порядка ее предоставления, УФАС по Тамбовской области в порядке ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» обратился с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ Комитета по управления имуществом Тамбовской области от 30.12.2007 г. №580 в части пунктов 1,2,3 издан без предварительного согласия антимонопольного органа, в связи с чем, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и подлежит признанию недействительным.

Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями, о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае, если акты о предоставлении государственной или муниципальной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган (за исключением актов, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона), такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, в том числе по иску антимонопольного органа.

Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственной или муниципальной помощью понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется:

- в соответствии с федеральным законом;

- в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год.

- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

При этом согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением необходимых документов по перечню, предусмотренному в данной статье.

По смыслу Закона о защите конкуренции предоставление государственной или муниципальной помощи не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке (статья 1).

Согласно Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденному постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.206 г. №226, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области является органом исполнительной власти Тамбовской области.

Как следует из материалов дела, Комитетом без получения предварительного согласия антимонопольного органа были переданы в аренду ОАО «Тамбовская се­тевая компания» здания, находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С. Рахманинова 5Б литер А, общей площадью 1047,7 кв.м. для исполь­зования под офис, здания литер Г, общей площадью 131,4 кв.м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв.м. для использования под офис, 20 В, общей площадью 180,0 кв.м. для использования под гараж ОАО «Тамбовская сетевая компания» сроком на 49 лет (с 01.01.2008 г. по 31.12.2056 г.).

Ука­занная передача имущества в аренду произведена целевым назначением без конкурса для поддержки и ста­новления ОАО «ТСК».

На время издания оспариваемого приказа на территории Тамбовской области действовали Закон Тамбовской области от 27.10.2004 г. № 241-3 «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» и Постановление Администрации Тамбовской области от 26.12.2003 г. № 983 «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области» (в редакции от 13.11.2006 г.).

Пунктом 3 статьи 39 Закона Тамбовской области от 27 октября 2004 г. № 241-3 «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» предусмотрено: «Имущество, находящееся в собственности Тамбовской области, может предоставляться в аренду по результатам торгов на право заключения договора аренды. Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды устанавливается федеральным и областным законодательством».

В соответствии с Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области определен общий порядок предоставления государственного имущества области в аренду - по конкурсу, порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений) и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А48-4221/08-4. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также