Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2009 по делу n А35-6487/08-С18. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

13 апреля 2009 года                                                         Дело №А35-6487/08-С18

город Воронеж                                                                                            

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Шеина А.Е.,

судей                                                                           Сергуткиной В.А.,

Михайловой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области – представитель не явился, надлежаще извещено;

от Курчатовской городской Думы – представитель не явился, надлежаще извещена;

от Курской региональной общественной организации «Союз предпринимателей» - представитель не явился, надлежаще извещена;

от Администрации г. Курчатова – представитель не явился, надлежаще извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2009 по делу №А35-6487/08-С18 (судья Левашов А.А.),

УСТАНОВИЛ:

 

Курчатовская городская Дума обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения основания требований) о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11.09.2008 по делу №02/08-38-2008, в соответствии с которым Управление признало Курчатовскую городскую Думу нарушившей Федеральный закон «О защите конкуренции» при утверждении Решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 №25 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена, отдельные пункты которого об установлении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (торговля) в зависимости от вида объекта создают неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Решением Арбитражного суда Курской области от 02.02.2009 по делу №А35-6487/08-С18 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, УФАС по Курской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Курчатовской городской Думе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, в оспариваемом решении судом первой инстанции дана неверная правовая оценка обстоятельствам дела, решение противоречит сложившейся судебной практике, решение подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе.

Курчатовская городская Дума против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Согласно заявлению от 26.03.2009 №151 Курчатовская городская Дума просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Администрация г. Курчатова согласно заявлению от 08.04.2009 обжалуемое решение считает законным, обоснованным и не подлежащим отмене; просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Курская региональная общественная организация «Союз предпринимателей» отзыв на апелляционную жалобу не представила; письмом от 23.03.2009 ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Согласно Уставу города Курчатова Курской области, Курчатовская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Курчатова.

В соответствии с предоставленными Уставом полномочиями, Курчатовской городской Думой было принято Решение от 28.05.2008 №25, которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пунктам 2, 3 Положения, арендная плата рассчитывается с применением коэффициентов Кви (коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельного участка) и Ка (коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка).

В пункте 5 Приложения к Положению установлены коэффициенты дифференциации (Ка): на земельные участки под магазинами, рынками, - в размере 1,4; на земельные участки, занятые объектами мелкорозничной торговли: павильоны, киоски, лотки, - в размере 1,6.

15.08.2008 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление Курской региональной общественной организации «Союз предпринимателей» по факту нарушения Курчатовской городской Думой антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии указанных коэффициентов.

В результате рассмотрения заявления и дополнительно представленной информации, 20.08.2008 УФАС по Курской области было возбуждено дело №02/08-38-2008 по признакам нарушения Курчатовской городской Думой Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку отдельные пункты Положения о порядке определения размера арендной платы, утвержденные Решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 №25, создают дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли.

Комиссия УФАС по Курской области посчитав, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю на территории г. Курчатова на арендуемых земельных участках, поставлены в заведомо неравные условия хозяйствования в зависимости от вида торгового помещения, пришла к выводу о наличии в действиях Курчатовской городской Думы нарушения требований антимонопольного законодательства.

В связи с этим, 11.09.2008 УФАС по Курской области по делу №02/08-38-2008 было принято Решение признать Курчатовскую городскую Думу нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при утверждении Решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 №25 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена, отдельные пункты которого об установлении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (торговля) в зависимости от вида объекта создают неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Для устранения нарушения антимонопольного законодательства Курчатовской городской Думе было выдано соответствующее предписание.

Полагая, что Решение антимонопольного органа противоречит действующему законодательству, Курчатовская городская Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В суде первой инстанции представители Курчатовской городской Думы в обоснование заявленных требований указали, что спорные коэффициенты были установлены Думой в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Курской области.

Коэффициенты вводились в связи с изменением порядка расчета арендной платы, величина коэффициентов была установлена таким образом, чтобы новая арендная плата практически соответствовала ранее действующему размеру арендной платы. В связи с этим, считают, что установленные коэффициенты не создают дискриминационных условий, не препятствуют хозяйствующим субъектам к доступу на товарный рынок и не ограничивают конкуренцию.

Представитель УФАС по Курской области не согласился с заявленными требованиями, указал на правомерность и обоснованность принятия оспариваемого Решения и на несостоятельность доводов, изложенных в заявлении Курчатовской городской Думы, поскольку в ходе рассмотрения дела Управлением было установлено, что в пункте 5 Приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, утвержденному Решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 №25, установлены различные коэффициенты дифференциации, используемые при расчете арендной платы, по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка в зависимости от вида торгового помещения, а именно на земельные участки под магазинами, рынками коэффициент дифференциации равен 1,4 (Ка=1,4), а на земельные участки, занятые объектами мелкорозничной торговли: павильоны, киоски, лотки - 1,6 (Ка=1,6). Таким образом, размер арендной платы за земельные участки под торговыми помещениями для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю и реализующих одинаковые товары, поставлен в зависимость от вида торгового помещения, расположенного на арендуемом земельном участке. В результате, Курчатовской городской Думой установлены дискриминационные условия (различная плата за аренду земли внутри одного вида функционального использования земельных участков для хозяйствующих субъектов, действующих в одном сегменте рынка) предпринимательской деятельности хозяйственных субъектов, которые могут повлечь за собой ограничение конкуренции.

Администрация города Курчатова, согласно представленным суду первой инстанции письменным пояснениям поддержала требования заявителя, указала, что законодательством не установлено ограничений для определения коэффициентов; расчет арендной платы производился с учетом уровня цен на земельные участки и факторов местонахождения участков; принятые коэффициенты дифференциации не нарушают антимонопольное законодательство.

Курская региональная общественная организация «Союз предпринимателей» согласно представленным суду первой инстанции письменным пояснениям поддержала доводы УФАС по Курской области, считает, что установление Курчатовской городской Думой различной платы за аренду земли внутри одного вида функционального использования земельных участков для хозяйствующих субъектов, осуществляющих один вид предпринимательской деятельности, противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции».

По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ закреплена возможность Правительства РФ установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако до настоящего времени Правительством РФ не принято решение об утверждении единых общефедеральных принципов определения базовых размеров арендной платы на земельные участки.

В соответствии с абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Курской области от 28.12.2007 №137-ЗКО установлен порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена.

В статье 1 Закона Курской области приведена формула расчета годовой ставки арендной платы (Ас) в рублях за единицу площади земельного участка: Ас = УПКСЗ × Кви × Ка, где: УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования (руб./кв.м), определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв.м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.

Согласно статье 2 Закона Курской области, при определении

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2009 по делу n А36-4720/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также