Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 по делу n А48-1951/08-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                             

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

03 марта 2009 года                                                     Дело № А48-1951/08-3

 

г. Воронеж                                                                                                                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Алферовой Е.Е.,

судей                                                                                     Андреещевой Н.Л.

                                                                                   Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,

при участии:

от ООО «Орелрегионгаз»: Костиков П.М., юрисконсульт, доверенность № 04-19/09 от 11.01.2009 г., паспорт серии 5403 № 589628 выдан Советским РОВД города Орла 11.07.2003 г.

от РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Департамента социальной политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от УФК по Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Отдела социальной защиты населения Администрации Покровского района Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.10.2008 г. по делу № А48-1951/08-3 (судья Гайдукова Л.Н., арбитражные заседатели Воронова И.В., Кустова Н.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Орелрегионгаз», г. Орел к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, при участии в деле в качестве третьих лиц: Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области г. Орел; Департамента социальной политики Орловской области, г. Орел; Управления Федерального казначейства по Орловской области, г. Орел; Отдела социальной защиты населения Администрации Покровского района Орловской области, п. Покровское Покровского района Орловской области; о взыскании 39 652 руб. 24 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Орелрегионгаз» по делу №А48-112/07-03, 28.12.2006 г. обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском о взыскании с Российской Федерации убытков от предоставления в 2003-2004 годах льгот при оплате за природный газ в соответствии с Указом президента Российской Федерации № 1235 от 15.10.92 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» гражданам, проживающим на территории Орловской области в различных районах.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.07.2007 г. по делу № А48-112/07-03 в иске было отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г. решение суда по делу № А48-112/07-03 от 31.07.2007 г. оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2008 г. по делу № А48-112/07-03 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела определением от 22.05.2008 г. из дела № А48-112/07-3 в отдельное производство было выделено требование ООО «Орелрегионгаз» к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 39 652 руб. 24 коп. убытков за 2003 год и 2004 год, делу был присвоен номер № А48-1951/08-3.

В уточнении заявленных требований истец уменьшил размер исковых требований до 25 732 руб. 53 коп. (указанное уточнение было принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ).

Решением от 30.10.2008 г. уточненные исковые требования были удовлетворены в полном объеме

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит суд отменить решение суда первой инстанции по данному делу полностью и принять по делу новый судебный акт.

Указывает на то,  что суд первой инстанции неправомерно не применил срок исковой давности.

Полагает, что взыскание с него государственной пошлины не основано на законе.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв ООО «Орелрегионгаз», в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не основанными на законе, просит суд оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Считает, что непосредственная компенсация затрат предприятиям производится через органы местного самоуправления.

Ссылается на факт подписания актов сверки, который  прерывает срок исковой давности.

В судебное заседание представители РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, Департамента социальной политики Орловской области, УФК по Орловской области, Отдела социальной защиты населения Администрации Покровского района Орловской области не явились. Апелляционная жалоба содержала в себе ходатайство о рассмотрении ее в отсутствие полномочного представителя данной стороны. От субъекта Российской Федерации – Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении вышеуказанных сторон о месте и времени рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК  РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии вышеуказанных представителей.

Судебной коллегией заслушан представитель ООО «Орелрегионгаз», который возражает на доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит суд оставить решение от 30.10.2008 г. без изменения, а апелляционную жалобу РФ в лице Министерства финансов РФ без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившегося представителя, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Орелрегионгаз» в период с 01 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в соответствии с Указом президента Российской Федерации № 1235 от 15.10.1992 г. «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» и в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предоставило соответствующим категориям граждан, проживающим в Покровском районе Орловской области льготы по оплате за природный газ на сумму 25 732 руб. 53 коп.

Данные денежные средства не были возмещены ООО «Орелрегионагаз».

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, в полном объеме удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями ГК РФ об убытках и исковой давности, Главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», нормами Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ № 5), Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (далее Указ № 1235), нормативно-правовыми актами Орловской области.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.

В соответствии с пунктом 1 Указа № 1235, проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. По правилам пункта 2 этого же Указа льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ № 5-ФЗ предусматривается скидка в оплате в размере 50 % стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Статья 10  указанного закона определяет в пункте 1, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, в частности расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 13  этого же закона  установлено право ветеранов на социальную поддержку в виде системы мер, включающей, в том числе, оплату коммунальных услуг.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 10 ФЗ № 5-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг.

Факт предоставления ООО «Орелрегионгаз» указанных льгот в 2003 году подтверждается актом сверки от 11.02.2008 г., подписанным генеральным директором истца и начальником отдела социальной защиты населения Покровского  района, на сумму 10 644 руб. 34 коп. (т. 2 л.д. 49).

Факт предоставления ООО «Орелрегионгаз» указаннных льгот в 2004 году подтверждается актом сверки за 2004 год, подписанным генеральным директором ООО «Орелрегионгаз» и начальником отдела социальной защиты населения Покровского  района на сумму 15 088 руб. 19 коп. (т. 2 л.д. 50).

В материалах дела имеются сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, которым подтверждается тот факт, что Отдел социальной защиты населения Администрации Покровского района Орловской области, является юридическим лицом, что свидетельствует о наличии у начальника данного отдела полномочий на подписание актов сверок (т. 2 л.д. 80).

Как следует из положений статьи 4 Закона Орловской области «О системе социальной защиты населения в Орловской области» № 147-ОЗ от 26.04.2000 г. в муниципальных образованиях организацию социальной защиты населения осуществляли в пределах своих полномочий исполнительные органы муниципального образования через отделы (управления) социальной защиты.

Таким органом в Орловской области являлось Управление социальной защиты населения.

Соответствующие полномочия органам местного самоуправления были переданы Законом Орловской области от 28.12.2004 г. № 469-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения», согласно которому органам местного самоуправления городских районных муниципальных образований Орловской области передаются следующие государственные полномочия области в сфере социальной защиты и социальной поддержки населения: подготовка документов для возмещения хозяйствующим субъектам расходов связанных с реализацией отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; сверка реестров организаций, предоставляющих льготы гражданам по услугам жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

В соответствии с частью 2 раздела 2 Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Орловской области, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 06.03.2002 г. № 31, управление социальной защиты населения в области социального обеспечения, льгот и компенсаций осуществляет, в том числе,    организацию работы муниципальных органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; компенсаций лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах; пенсий, доплат, надбавок, повышений к пенсиям отдельным категориям граждан; компенсаций затрат предприятиям, предоставляющим льготные услуги населению.

При таких обстоятельствах, поскольку имеющиеся в материалах дела акты сверок подписаны руководителем отдела социальной защиты населения администрации Покровского района, в рамках предоставленных ему государственных полномочий, действия по подписанию данных актов сверок следует расценивать как признание долга Российской Федерацией

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 по делу n А14-460/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также