Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n  А36–2935/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                                                   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

26 февраля 2009 г.                                                    Дело  № А36–2935/2008

город Воронеж     

                 Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -                                       Михайловой Т.Л.,

судей -                                                                                  Скрынникова В.А.,

                                                                                              Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

                                                                            

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области на решение арбитражного суда Липецкой области от 18.12.2008 года по делу № А36–2935/2008 (судья Наземникова Н.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Белгородской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области об обязании вернуть излишне уплаченный налог на имущество в сумме 266 731 руб.,

                                                  

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Голубева А.В., специалиста 1 разряда по доверенности б/н от 23.07.2008 г.,

от налогоплательщика: Прутской Н.И., главного бухгалтера по доверенности № НЮ-9/427/Д от 09.10.2008 г., Волобуева А.П., ведущего юрисконсульта по доверенности № НЮ-9/13/Д от 17.01.2008 г.,                                                             

                                                                         

                                         

                                          УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Белгородской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги (далее – акционерное общество, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области (далее – инспекция, налоговый орган) об обязании инспекции возвратить ему излишне уплаченный налог на имущество организаций в сумме 266 731 руб.

Решением арбитражного суда Липецкой области от 18.12.2008 г. заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме: на инспекцию возложена обязанность произвести действия по возврату открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Белгородской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги из бюджета налога на имущество в сумме 266 731 руб.

  

Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого без учета фактических обстоятельств дела  и с неправильным применением норм материального права, и просит принять по делу новый судебный акт, которым  отказать акционерному обществу в удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного  налога на имущество обществом им был пропущен трехлетний срок исковой давности, установленный законодательством для возврата излишне уплаченного налога, в отношении суммы  266 731 руб., поскольку, по мнению инспекции, моментом обнаружения излишней уплаты налога на имущество является день уплаты обществом соответствующей суммы налога, то есть,  в данном случае - 26.04.2004 г.

При этом, как полагает инспекция, на момент начисления и уплаты налога на имущество организаций за 1 квартал 2004 г. акционерное общество не могло не знать  о вступлении в силу с 01.01.2004 г. Федерального закона № 139-ФЗ от 11.11.2003 г. «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов», которым Налоговый кодекс был дополнен главой 30 «Налог на имущество организаций», регулирующей исчисление и уплату  в бюджет названного налога с 01.01.2004 г.

Кроме того, налоговый орган полагает, что суд области, удовлетворяя требования налогоплательщика, необоснованно применил положения статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный данной статьей, не подлежит расширительному толкованию, и акт сверки № 2158 от 29.05.2006 г. не может быть отнесен к числу оснований признания долга.

Налогоплательщик в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции вынесено законно, на основании исследования всех обстоятельств дела, в связи с чем просит оставить решение суда области без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей инспекции и акционерного общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Белгородская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении  Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги – структурное подразделение филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Юго-Восточной железной дороги, расположенное в г. Белгороде, ул. Вокзальная, д. 5,   в 2004-2005 г.г. производило уплату налога на имущество организаций со стоимости закрепленного за ним движимого имущества по месту нахождения этого имущества -  в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области. Всего за данный период  было исчислено и  уплачено 2 091 712 руб. налога.

В течение 2006 – 2007 г.г. акционерным обществом в лице его филиала  были представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за  1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 г. и за весь 2004 год, а также за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2005 г. Основанием представления уточненных деклараций  послужило то обстоятельство, что,  начиная с 2004 г., обществом неправильно исчислялся и уплачивался в бюджет налог на имущество со стоимости закрепленного за Белгородской дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении  Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги движимого имущества по месту нахождения этого имущества в г. Ельце, в то время как с момента введения в действие главы 30 Налогового кодекса уплата  налога на имущество по движимому имуществу должна была производиться  по местонахождению филиала в г. Белгороде.

Одновременно в период с 06.05.2006 г. по 29.06.2007 г. налогоплательщик вел переписку  инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области по вопросу возврата излишне уплаченного налога на имущество в сумме 2 091 712 руб. по месту нахождения имущества, закрепленного за филиалом - Белгородской дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении  Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги, обращаясь  с соответствующими заявлениями № 128/1003 от 06.05.2006 г., № 128/1725  от  15.09.2006 г.,  № 128/1045 от 13.06.2007 г., № 128/1875 от 29.06.2007 г.

По результатам рассмотрения перечисленных заявлений, с учетом представленных налогоплательщиком документов о начислении и  уплате налога и результатов произведенной сторонами сверки начисления и уплаты налога на имущество  (акт сверки № 55 от 08.06.2007 г.), налоговый орган решением № 10-08/6475 от 07.08.2007 г. произвел возврат  излишне уплаченного налога в сумме 1 824 342 руб. и пени в сумме 2 953 руб. 64 коп. за периоды полугодие,  9 месяцев 2004 г. и  весь 2004 год, а также за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2005 г.

В возврате налога в  сумме 266 731 руб. (2 091 073 руб. – 1 824 342 руб.), начисленной и уплаченной за первый квартал 2004 г., налогоплательщику было отказано со ссылкой на истечение трехлетнего срока для возврата, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, сам факт переплаты налога налоговым органом не отрицался.

Не согласившись с произведенным отказом в возврате налога, акционерное общество за взысканием оставшейся суммы переплаты по налогу на имущество обратилось в арбитражный суд Липецкой области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того, что  обществом соблюден трехлетний срок обращения в суд за защитой нарушенного права и возвратом излишне уплаченного налога.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда области согласен по следующим основаниям.

Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов», вступившим в этой части в силу с 01.01.2004 г., раздел IX части второй Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 30 «Налог на имущество организаций».

В соответствии с пунктом 1 статьи 376 вступившей в действие главы 30 Налогового кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Статьей 384 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 01.07.2007 г.) установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения.

Согласно пункту 1 статьи 386 той же главы Кодекса (в действовавшей в спорный период редакции) налогоплательщики обязаны были по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Таким образом, из положений статей 376, 384, 386 Налогового кодекса следует, что, начиная с 01.01.2004 г.,  акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Белгородской Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Юго-Восточной железной дороги, обязано было  представлять декларации (расчет) по налогу на имущество организаций по движимому имуществу, закрепленному за филиалом, по месту нахождения филиала -  в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Белгороду.

Однако, как видно из материалов дела, акционерное общество в период 2004 – 2005 г.г. представляло декларации и производило уплату  налога на имущество организаций в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области, в результате чего образовалась переплата по налогу в сумме 2 091 712 руб.

Согласно пункту 1 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная пунктом 1 статьи 32 Кодекса обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов и сборов регламентирован статьей 78 Налогового кодекса.

Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона  № 137-ФЗ от 27.07.2006 г. «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», вступившим в силу с 01.01.2007 г.,  установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со статьями  78, 79, 333.40 Налогового кодекса, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса (в соответствующей редакции) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n А08-8513/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также