Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А14-13626/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 февраля 2009 года                                            Дело №А14-13626/2008/458/10

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Протасова А.И.

судей                                                                                       Сергуткиной В.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,

при участии:

от ВРООИ «Импульс»: Берга О.В., представителя по доверенности от 01.01.2009;

от Главного управления государственного имущества Воронежской области (Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области): не явились, надлежаще извещены;

от ООО «Тюмен-Инвест»: Гаврилова Д.В., представителя по доверенности от 29.10.2008;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ВРООИ «Импульс» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2008 по делу №А14-13626/2008/458/10 (судья Есакова М.С.) по заявлению ВРООИ «Импульс» к Главному управлению государственного имущества Воронежской области о признании недействительным приказа №1302-з от 30.07.2008,

УСТАНОВИЛ:

 

Воронежская Региональная общественная организация инвалидов «Импульс» (далее – организация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Главному управлению государственного имущества Воронежской области (далее – управление) о признании недействительным приказа №1302-э от 30.07.2008.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора – ООО «Тюмен-Инвест».

Решением суда от 22.12.2008 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Посчитав, что при рассмотрении данного спора, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание Главное управление государственного имущества Воронежской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.156, 266 АПК РФ.

По делу объявлялся перерыв с 13.02.2009 по 18.02.2009.

В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о  реорганизации Главного управления государственного имущества Воронежской. Его процессуальным правопреемником стал Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

В порядке ст.48 АПК РФ суд определил произвести замену ГУГИ Воронежской области на его правопреемника – Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей ВРООИ «Импульс» и ООО «Тюмен-Инвест», апелляционная инстанция установила следующее.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №431 «Об утверждении проекта границ земельного участка по наб. Максима Горького, 33а» утвержден проект границ земельного участка площадью 450 кв.м. для проектирования и строительства автомоечного  комплекса  в  городе  Воронеже по наб.Максима Горького, 33а. Обществу с ограниченной    ответственностью «Тюмен-Инвест» рекомендовано произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

04.04.2008 Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в газете «Коммуна» опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка на основании постановления администрации городского округа город Воронеж от 07.03.2008 №431.

На основании информационного сообщения 07.04.2008 ООО «Тюмен-Инвест» обратилось в ГУГИ Воронежской области с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения автомоечного комплекса.

15.04.2008 ГУГИ Воронежской области издан приказ №626-з «О предварительном согласовании места размещения автомоечного комплекса в городе Воронеже по наб.Максима Горького, 33а», которым ООО «Тюмен-Инвест» предварительно согласовано место размещения автомоечного комплекса и утвержден акт выбора земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 450 кв.м., ООО «Тюмен-Инвест» рекомендовано произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

30.07.2008 ГУГИ Воронежской области издан приказ №1302-з «О предоставлении ООО «Тюмен-Инвест» (ИНН 3663039590) в аренду земельного участка для проектирования и строительства автомоечного комплекса в городе Воронеже по наб.Максима Горького, 33а».

Согласно данному приказу ООО «Тюмен-Инвест» из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью 450 га, кадастровый номер 36:34:0603033:30, отделу реестра и контроля за использованием земель поручено заключить с обществом договор аренды данного земельного участка.

Полагая, что данный приказ принят с нарушением требований действующего законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как потенциального арендатора спорного земельного участка, в силу положений статьи 30 Земельного кодекса и статьей 6 Конституции РФ, заявитель обратился за защитой в арбитражный суд.

При этом, ВРООИ «Импульс» указывает на невозможность предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в городе Воронеже с учетом наличия разработанного и действующего генерального плана города Воронежа либо на возможность предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта только в том случае, если земельный участок не представляет инвестиционный интерес, а также на необходимость информирования населения до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Кроме того, Организация указывает на ничтожность заключенного на основании оспариваемого постановления договора аренды земельного участка в силу положений статей 168,169,178 Гражданского кодекса, и нарушение ГУГИ Воронежской области статьи 154 Бюджетного кодекса РФ. По мнению заявителя, договор аренды совершен под влиянием заблуждения (о выгодности этой сделки для города) и по указанным основаниям приказ ГУГИ Воронежской области от 30.07.2008 №1302-з и договор аренды земельного участка могут быть обжалованы любым жителем города Воронежа или юридическим лицом, имеющим место нахождения в городе Воронеже, поскольку все они являются заинтересованными в увеличении доходов бюджета лицами.

Разрешая спор по существу, суд исходил из недоказанности заявленных требований, ввиду чего отказал в их удовлетворении.

Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.

В силу ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Постановлением администрации Воронежской области от 15.07.2005 № 630 (в редакции постановления от 05.06.2008), утверждено Положение о Главном управлении государственного имущества Воронежской области, в соответствии с которым ГУГИ Воронежской области организует и проводит мероприятия по приватизации и продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляет передачу земельных участков в аренду, залог, владение и пользование (пункт 3.22. Положения), является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим государственные полномочия в сфере земельных отношений ( пункт 3.80. Положения), управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.80.2.5 Положения),   выступает   арендодателем   и   оформляет   договоры   аренды   государственного имущества   (пункт   4.1.3   Положения),   является   правопреемником   по   договорам   аренды государственного   имущества   и   земельных   участков   Воронежской   области   в   порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 4.1.12).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков (с учетом положений ст.29 Земельного кодекса).

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Предварительное согласование места размещения объекта проводится в порядке п.5 ст. 30 Земельного Кодекса РФ и включает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5 ст.31 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения ООО «Тюмен-Инвест» в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка).

Исходя из смысла ст.ст.30,31 Земельного кодекса РФ обращение гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления соответствующих действий по формированию земельного участка, согласованию места размещения объекта за счет гражданина или юридического лица.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что поскольку до 01.07.2006 администрацией городского округа город Воронеж постановление об утверждении проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения автомоечного комплекса и утверждении акта выбора земельного участка вынесено не было, с учетом наличия акта выбора земельного участка по ул.Набережная Максима Горького площадью 450 кв.м. под размещение автомоечного комплекса для АЗС от 17.05.2005 и заключения Комитета главного архитектора Департамента градостроительства и земельных отношений к указанному акту выбора от 10.06.2005, ООО «Тюмен-Инвест» в 2008 году  обратилось за разрешением указанного вопроса в ГУГИ Воронежской области, которое с 01.01.2006 является органом, управомоченным на распоряжение земельными участками в городе Воронеже, государственная собственность на которые не разграничена.

Учитывая наличие акта выбора земельного участка по ул.Набережная Максима Горького площадью 450 кв.м. под размещение автомоечного комплекса для АЗС от 17.05.2005 и заключения Комитета главного архитектора Департамента градостроительства и земельных отношений к указанному акту выбора от 10.06.2005, проведению работ по установлению его границ и формированию земельного участка, ГУГИ Воронежской области, в пределах предоставленных ему полномочий, руководствуясь требованиями действующего законодательства  обоснованно приняло оспариваемый приказ №1302-з «О предоставлении ООО «Тюмен-Инвест» (ИНН 3663039590) в аренду земельного участка для проектирования и строительства автомоечного комплекса в городе Воронеже по наб.Максима Горького, 33а».

Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, следовательно, подтверждающих незаконность оспариваемого приказа ГУГИ Воронежской области №1032-э от 30.07.2008 и нарушение его прав и законных интересов, либо интересов иных лиц, ВРООИ «Импульс», в нарушение ст.65 АПК РФ  ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом,  действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2009 по делу n А08-7963/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также