Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу n А47-7477/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-664/2008

г. Челябинск

 

13 марта 2008 г.

Дело № А47-7477/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Баканова В.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09 января 2008 года по делу № А47-7477/2007 (судья Сердюк Т.В.), при участии: от государственного (унитарного) предприятия Учреждение – ЮК - 25/4, ГУИН МИНЮСТА России по УИН Оренбургской области - Егоровой Е.О. (доверенность от 05.10.2007),   

УСТАНОВИЛ:

государственное (унитарное) предприятие Учреждение – ЮК – 25/4, ГУИН МИНЮСТА России по УИН Оренбургской области (далее – заявитель, ГУП Учреждения ЮК – 25/4) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по г. Оренбургу), выразившегося в незаконном оставлении в акте сверки от 08.06.2007 № 2914 задолженности по оплате пеней в размере 112.073 руб. 50 коп., в акте сверки от 08.06.2007 задолженности по оплате пеней в сумме 33.159 руб. 99 коп. и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГУП Учреждения ЮК – 25/4.

Определением арбитражного суда первой инстанции от 17 октября 2007 года (т. 1, л. д. 72) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее – УПФР в г. Оренбурге). 

Решением арбитражного суда первой инстанции от 09 января 2008 года требования, заявленные ГУП Учреждения ЮК – 25/4, удовлетворены.

С принятым арбитражным судом первой инстанции решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав указанный судебный акт в порядке апелляционного производства.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2008 года (т. 2, л. д. 1) апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга оставлена без движения.

По устранению подателем апелляционной жалобы обстоятельств, послуживших оставлению апелляционной жалобы без движения (т. 2, л. д. 17 – 19), определением от 18 февраля 2008 года (т. 2, л. д. 16) апелляционная жалоба заинтересованного лица была принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда. 

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав ГУП Учреждения ЮК – 25/4 в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при принятии решения и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, заинтересованное лицо указывает на следующее (цитируется дословно): «…судом допущена фактическая невозможность исполнения решения суда. В частности, налоговый орган не знает в каком порядке и на основании какой нормы права он должен совершить какие-то действия по отношению к акту сверки № 2914 от 08.06.2007 г. По мнению инспекции, акт сверки составляется для сравнения данных налогового органа (лицевых счетов налогоплательщика, плательщика сборов), в результате чего выявляются расхождения с данными налогоплательщика (плательщика сборов), в результате чего выявляются расхождения между ними, и устанавливается причина этого. Данная функция акта сверки была достигнута, но выявление причины расхождения в определенном акте сверки не является основанием для возникновения обязанности налогового органа изменить содержание того же самого акта проверки. Собственно, с выявлением причин расхождения заканчиваются все действия связанные именно с определенным актом сверки. Позиция инспекции в данной части основана на содержании правил проведения сверки и составления акта сверки. Кроме того, в соответствии с п. 3.1.4 Регламента акт сверки составляется по данным информационных ресурсов налогового органа (т.е. по лицевым счетам налогоплательщика, плательщика соборов). Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение  ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений об обязательствах плательщика страховых взносов само по себе не нарушает прав и законных интересов плательщика… оспариваемый         судебный акт обоснован ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 16 июля 2007 г. № 47. Однако, положения п. 3 данного постановления судом первой инстанции были истолкованы в противоречии с тем толкованием закона, которое содержится в судебной практике самого ВАС РФ… только лишь при неуплате разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией) подлежат начислению пени… Согласно приложенным к отзыву инспекции выписок из лицевого счета заявителя, до 28.09.2005 г. (т.е. с 2003 г. и ранее) у учреждения были только начисления к уплате страховых взносов в пенсионный фонд. Следовательно, за этот период учреждение совершенно точно не могло в установленный законом срок после сдачи расчета (декларации) уплатить в бюджет начисленную сумму страховых взносов…».

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения. Также ГУП Учреждения ЮК – 25/4 указывает на неверное истолкование заинтересованным лицом норм ст. 2, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

УПФР в г. Оренбурге представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что согласно данным учета по начисленным и перечисленным страховым взносам и пеням задолженность у ГУП Учреждения ЮК – 25/4 отсутствует, кроме того, при расчете пеней надлежит руководствоваться информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской     Федерации от 18.04.2004 № 79 (далее – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.04.2004 № 79).

Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга и УПФР в г. Оренбурге о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления, т. 2, л. д. 25, 24), в судебное заседание уполномоченные представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.

С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга и УПФР в г. Оренбурге.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя ГУП Учреждения ЮК – 25/4, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.     

Как следует из материалов дела, между ГУП Учреждения ЮК – 25/4 и Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга была проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. По результатам проведенной сверки составлены акты: от 08.06.2007 № 2914 в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приходящихся на страховую часть трудовой пенсии (т. 1, л. д. 9); от 08.06.2007 № 2915 в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приходящихся на накопительную часть трудовой пенсии (т. 1, л. д. 10).

Согласно акту сверки от 08.06.2007 № 2914, у ГУП Учреждения ЮК – 25/4 наличествует переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части, приходящейся на выплату трудовой пенсии в сумме 73 руб. 00 коп., но также наличествует задолженность по пеням, составившая 112.073 руб. 50 коп.

Согласно акту сверки от 08.06.2007 № 2915, у ГУП Учреждения ЮК – 25/4 наличествует задолженность по пеням, составившая 33.153 руб. 99 коп.

ГУП Учреждения ЮК – 25/4 обратилось в Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга с письмом от 06.07.2007 № 54-13-2706 (т. 1, л. д. 7, 8), содержащим просьбу об исключении из указанных актов сверки суммы задолженности по пеням. Просьба заявителя оставлена заинтересованным лицом без удовлетворения.  

Удовлетворяя заявленные ГУП Учреждения ЮК – 25/4 требования, суд первой инстанции исходил из норм, закрепленных в ст. ст. 2, 3, п. 2 ст. 14, п. 1 ст. ст. 23, 24, 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, сославшись также на Приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ), и на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления суммы пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47).

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.

В силу условий ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Иного, применительно к рассматриваемой ситуации, Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ не установлено.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба (Приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ).                            

В силу условий п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента ее зачисления на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.     

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В силу условий п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

С учетом изложенного, окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца, следовательно, начисление пеней исходя из сумм ежемесячных авансовых платежей является

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу n А07-11719/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также