Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу n А07-11217/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 18АП-1239/2008 г.Челябинск 14 марта 2008 г. Дело № А07-11217/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Баканова В.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2008 по делу № А07-11217/2007 (судья Журавлева М.В.), при участии от подателя апелляционной жалобы – Шайхисламовой Д.М. (доверенность от 29.01.2008), от администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан – Наталенко Н.С. (доверенность от 15.01.2008 № 18053), от федерального государственного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан – Сохацкого Т.Р. (доверенность от 11.03.2008 № 3), У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее по тексту – управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее по тексту – администрация, ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – федерального государственного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан (далее по тексту – изолятор, третье лицо), с иском об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объект жилищно-коммунального хозяйства - жилой дом, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Комсомольская, 9. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2008 в удовлетворении исковых требований управлению отказано. Мотивируя вынесенное решение, арбитражный суд первой инстанции указал, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного, по его мнению, права. По мнению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае отсутствует гражданско-правовой спор, а имеется спор, возникающий из административно-правовых отношений, так как спорные отношения являются публично-правовыми властными отношениями. Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные исковые требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, ее податель указал, что спорный объект относится к муниципальной собственности в силу прямого указания в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) и приложения № 3 к данному Постановлению; обязанность по принятию указанных объектов в муниципальную собственность определена императивно; в соответствии с решением Совета городского округа город Стерлитамак от 23.05.2006 № 4/10з спорный объект подлежит передаче в муниципальную собственность. Также податель апелляционной жалобы указал на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, заключающееся в том, что в определении об оставлении апелляционной жалобы без движения судом у истца – управления была затребована государственная пошлина по исковому заявлению, которую истец на основании данного определения уплатил, однако в оспариваемом решении судом указано на то, что истец освобождается от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель управления повторил доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Администрация с доводами подателя апелляционной жалобы не согласилась, указав в отзыве на жалобу, что требования истца подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в данном случае спор идет не о праве собственности, а о законности действий (бездействия) органа местного самоуправления; при передаче в муниципальную собственность объектов федерального имущества необходимо волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу; управление не представило доказательства невозможности нахождения спорного объекта в федеральной собственности и (или) использование данного объекта органом местного самоуправления; администрация не направляла предложение в управление о передаче спорного объекта в порядке, указанном в абзаце шестнадцатом пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ); инженерные сети и коммуникации спорного жилого дома проходят по территории изолятора, в связи с чем принятие данного объекта в муниципальную собственность будет возможно только после выноса указанных сетей за территорию изолятора; ссылка подателя апелляционной жалобы на Постановление № 3020-1 необоснованна, так как оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 данного Постановления, в муниципальную собственность должно осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в то время как данный порядок в настоящее время отсутствует. В судебном заседании представитель администрации повторил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило. В судебном заседании представитель изолятора поддержал доводы управления, указав, что функции по содержанию жилого фонда не свойственны изолятору, передаваемый объект находится в исправном состоянии. Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как установлено материалами дела, решением Совета городского округа город Стерлитамак от 23.05.2006 № 4/10з «Об утверждении перечня объектов, принимаемых в муниципальную собственность городского округа город Стерлитамак от ФГУ ИЗ-3/3 ГУ ФСИН Российской Федерации по Республике Башкортостан» (л.д.20) утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения изолятора, передаваемых в муниципальную собственность городского округа город Стерлитамак. В перечне указан и спорный объект. Пунктом 2 названного решения предписано направить в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом утвержденный перечень для рассмотрения и подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации о передаче указанных в перечне объектов в муниципальную собственность городского округа город Стерлитамак. Во исполнение требований части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ управлением (истцом по настоящему делу) вынесено распоряжение от 28.05.2007 № 193 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на праве оперативного управления федерального государственного учреждения «Следственный изолятор № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан, в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан» (л.д.24), которым с согласия изолятора прекращено право оперативного управления последнего на спорный жилой дом, данный объект предписано передать в муниципальную собственность названному муниципальному образованию. Администрации муниципального образования предписано представить на утверждение в управление подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения. Также указано, что если в установленный срок акт приема-передачи не будет подписан и представлен администрацией в управление, данный акт будет утвержден управлением в одностороннем порядке. В распоряжении отмечено, что оно является основанием для возникновения права муниципальной собственности на имущество, которое возникает с момента утверждения акта приема-передачи. 30.05.2007 письмом № 3/60-1484 (л.д.27) изолятор обратился к главе администрации с просьбой во исполнение названного выше распоряжения от 28.05.2007 № 193 подписать акт приема-передачи имущества. На данное обращение администрация письмом от 08.06.2007 № 18-1054 (л.д.28) ответила, что передача федерального имущества в муниципальную собственность городского округа город Стерлитамак осуществляется на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.12.1995 № 1425-р, согласно которому передаваемые объекты должны находиться в технически исправном состоянии. В связи с указанным администрация просит изолятор предоставить акт приема-передачи финансовых средств на содержание жилого дома из расчета на год, материально-технических средств и документации на передаваемый объект, а также акт технического состояния передаваемого объекта, составленный совместно с организациями, принимающими жилой дом и коммуникации на обслуживание. Также письмом от той же даты № 18-1101 (л.д.29), адресованным на имя начальника изолятора, администрация сообщила о том, что вопрос о принятии в муниципальную собственность спорного объекта может быть решен только после проведения капитального ремонта. Письмом от 03.07.2007 № 05-2644 (л.д.30) управление также предложило администрации подписать направленный ранее акт приема-передачи имущества в муниципальную собственность. В качестве доказательства наличия права федеральной собственности на передаваемый объект истцом представлена выписка из реестра федерального имущества от 27.07.2007 № 2569 (л.д.34), из которой следует, что имущество, указанное в исковом заявлении, находится в оперативном управлении и на балансе изолятора. Запись в реестр внесена 02.03.2000. Также судом апелляционной инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2008 по делу № А07-16416/2007 отказано в удовлетворении заявления администрации о признании незаконным названного выше распоряжения управления от 28.05.2007 № 193. Основанием для отказа послужило то, что заявитель не доказал незаконность обжалуемого ненормативного акта, а также нарушение данным актом его прав и законных интересов. Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым оспариваемый судебный акт отменить в силу следующего. По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права и что дело должно рассматриваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не в порядке искового производства. В порядке административного судопроизводства арбитражными судами рассматриваются дела, где государственные или муниципальные органы выступают в качестве субъектов, осуществляющих публично-правовые функции, отношения данных органов с иными участниками спора основываются на отношениях власти и подчинения. Однако исследуемые правоотношения, касающиеся передачи объектов собственности от одного публичного собственника другому (в данном случае от Российской Федерации муниципальному образованию), являются комплексными. При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае отношения, регулируемые частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, строятся не на отношениях власти - со стороны передающей стороны и подчинения – со стороны принимающей стороны, а на основании согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом передача осуществляется с учетом воли соответствующих публичных субъектов. Исходя из указанного, участие в исследуемых правоотношениях публичных субъектов само по себе не свидетельствует, что данные правоотношения являются отношениями власти и подчинения, так как передача имущества основывается на равенстве участвующих в ней субъектов и учете интересов публичных образований. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, истец по настоящему спору воспользовался допустимым способом защиты нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов. При этом суд апелляционной инстанции не находит основания для отказа в удовлетворении исковых требований управления. Так, в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом в указанном пункте установлено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу n А07-7128/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|