Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по делу n А34-1433/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13246/2015

г. Челябинск

 

25 ноября 2015 года

Дело № А34-1433/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ивановой Н.А.,

судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.09.2015 по делу № А34-1433/2015  (судья Григорьев А.А.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» - Деменева В.А. (паспорт, доверенность от 02.02.2015);

Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской областиДудка А.В. (паспорт, доверенность от 12.01.2015).

Общество с ограниченной ответственностью «Зауральехлеб» (далее – заявитель, общество, ООО «Зауральехлеб») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее – Департамент) в предоставлении субсидий, оформленного уведомлением от 22.12.2014 № 16/185-ср. Заявитель просит обязать Департамент предоставить заявителю субсидию по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ\К45-038 от 18.04.2014 в размере 50% уплаченной страховой премии в сумме 1 565 535 руб. 59 коп.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.09.2015 в удовлетворении заявленных требований ООО «Зауральехлеб» отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Зауральехлеб» (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Зауральехлеб» ссылает на то, что обществом выполнены все условия, предусмотренные порядком представления из областного бюджета в 2014 году субсидии утвержденный Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 №78. Тот факт, что оплату страховой премии за ООО «Зауральехлеб» произвело ОАО «Комбикормовый завод», который является поручителем по договору поручительства №ККЗ-пв-01/14 от 18.04.2014 общества по договору страхования, не противоречит условиям порядка и не является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Следовательно, вывод суда, что обществом не представлено в Департамент платежное поручение, подтверждающее оплату страховой премии несостоятелен.

Податель апелляционной жалобы считает, что соответствует приведенным требованиям, то есть является сельскохозяйственным товаропроизводителем, заключившим договор со страховой организацией и оплатившим страховую премию, вследствие чего у Департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении субсидии.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и Департамента, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 4.12.2014 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении субсидий в 2014г. на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства. Просил перечислить субсидии на расчетный счет страховой организации (т.2 л.д. 7).             

В соответствии пункту 5 Правил с заявлением общество представило следующие документы:

справку о размере целевых средств (т.1 л.д. 133);

справку о размере субсидий (т.1 л.д. 131-132);

заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур в ЗАО СК «Авангард Полис» (т.1 л.д. 134-135);

проект соглашения о предоставлении субсидий (т.1 л.д. 142-144);

договор страхования урожая сельскохозяйственных культур № СХ/К45-038/14 от 18.04.2014 (т.1, л.д. 136-139);

договор поручительства № ККЗ-пв-01/14 от 18.04.2014 (т.1 л.д. 140-141);

платежное поручение № 326 от 30.07.2014 на сумму 1 565 535 руб. 59 коп. (т.1 л.д. 16).

22.12.2014 Департамент уведомлением № 16/185-ср отказал в предоставлении субсидий в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 Порядка предоставления из областного бюджета в 2014 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 78 «Об утверждении порядков предоставления в 2014 году субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области» (далее – Порядок № 78) в связи с тем, что 50% страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования уплачено не получателем субсидии, а третьим лицом (т.1 л.д. 85).

Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении субсидии, полагая его незаконными и необоснованными, нарушающим права и законные интересы, ООО «Зауральехлеб» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, поскольку оплата страховой премии по договору страхования произвело не общество, а третье лицо, заявитель не имеет права на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 260-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 260-ФЗ сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой - страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, которое осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Страхователь - сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Законом № 260-ФЗ и заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования.

Страховщик - страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом объединения страховщиков.

Участниками сельскохозяйственного страхования являются страхователи, выгодоприобретатели, страховщики, уполномоченный орган, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, Банк России.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 260-ФЗ порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

На территории Курганской области Постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 78 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2014 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (Порядок № 78).

На основании части 2 статьи 3 Закона № 260-ФЗ Порядок предоставления и распределения предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным в соответствии с настоящим Федеральным законом договорам сельскохозяйственного страхования, включая методику расчета данных субсидий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее – Правила № 1371).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 260-ФЗ предусмотренные частью 2 настоящей статьи субсидии предоставляются при наличии содержащегося в порядке, указанном в части 1 настоящей статьи, условия о перечислении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.

На основании пунктов 2, 3 Порядка № 78 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области, на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (далее - получатели субсидий).

Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на расчетный счет страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 260-ФЗ оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих, в том числе, следующему условию - договор сельскохозяйственного страхования вступил в силу и сельскохозяйственным товаропроизводителем уплачено пятьдесят процентов начисленной по этому договору страховой премии.

На основании подпункта «в» пункта 3 Правил № 1371 субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего, в том числе, перечень предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил документов, необходимых для получения целевых средств, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия, и сроки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по делу n А76-10399/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также