Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А76-5617/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10309/2015

г. Челябинск

 

05 октября 2015 года

Дело № А76-5617/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 июля 2015 года по делу №А76-5617/2015 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представители:

Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области -  Первухин А.Ю. (доверенность от 13.01.2015 №4).

Открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее - заявитель, ОАО «ЧЭМК», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МВД по Челябинской области, управление, административный орган) о признании незаконным бездействия управления, не зарегистрировавшее общество владельцем (собственником) транспортных средств: КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак Н869МО74; МАЗ 5337 АТЗ 56142, государственный регистрационный знак Т594МС74; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак Н864МО74; КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак Н872МО74; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак В562НХ74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак Т984МС74; ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А, государственный регистрационный знак Н871МО74; ГАЗ 66, НЗАС 3964, государственный регистрационный знак О941АО74; признать незаконными действия управления, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявлений общества о прекращении регистрации перечисленных выше транспортных средств; обязать управление рассмотреть заявления общества о прекращении регистрации транспортных средств и предоставить требуемую государственную услугу.

Решением суда от 09.07.2015 (резолютивная часть объявлена 02.07.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,  в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению общества, указание в решении суда на необходимость обратиться с заявлением об изменении регистрационных данных формально. ОАО «ЧЭМК» имело право обратиться от своего имени, как правопреемник открытого акционерного общества «Челябинский абразивный завод» (далее - ОАО «ЧАЗ»), с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств в связи с их фактической утратой.

Письменный отзыв на жалобу ГУ МВД по Челябинской области не представлен.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание  не обеспечил.

С учетом мнения представителя управления, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 23.09.2015 по 29.09.2015.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленных письменных возражений, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 22.02.2008 между ОАО «ЧАЗ» (сторона-1), ОАО «60 Механическо-строительный завод» (сторона-2) и ОАО «ЧЭМК» (сторона-3) подписан договор о присоединении ОАО «ЧАЗ» и ОАО «60 Механическо-строительный завод» к ОАО «ЧЭМК» (т. 1, л.д. 91-100).

Согласно п. 1.1 договора стороны решили осуществить реорганизацию в форме присоединения стороны-1 и стороны-2 к стороне-3.

Передаточным актом от 22.04.2008 все права и обязанности, имущество и обязательства (активы и пассивы) ОАО «ЧАЗ» переданы ОАО «ЧЭМК» (т. 1, л.д. 101-102).

Приложением №1 к передаточному акту заявителю переданы основные средства ОАО «ЧАЗ», в том числе: КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак Н869МО74; МАЗ 5337 АТЗ 56142, государственный регистрационный знак Т594МС74; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак А059AT74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак Н864МО74; КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак Н872МО74; МАЗ 53391029, государственный регистрационный знак В562НХ74; КАМАЗ 532120, государственный регистрационный знак Т984МС74; ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак А242AT74; КАМАЗ 55111А, государственный регистрационный знак Н871МО74; ГАЗ 66, НЗАС 3964, государственный регистрационный знак О941АО74 (т. 1, л.д. 103).

25 февраля 2015 года ОАО «ЧЭМК» обратилось в МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области с заявлениями о прекращении регистрации вышеуказанных транспортных средств (т. 1, л.д. 12-53).

В ответ на заявление о прекращении регистрации транспортного средства КАМАЗ 54115С, государственный регистрационный знак Н869МО74, МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области сообщило об отказе в производстве регистрационных действий в связи с отсутствием отметки осмотра транспортного средства, отсутствием оплаты госпошлины, отсутствуем полиса ОСАГО (т. 1, л.д. 12 оборот).

Представителю ОАО «ЧЭМК», подававшему заявления на осуществление регистрационных действий в отношении остальных транспортных средств, было пояснено, что основания для отказа в совершении регистрационных действий в отношении остальных автомобилей являются теми же самыми. На заявлениях о прекращении регистрации транспортных средств в отношении остальных транспортных средств отметок не сделано.

Посчитав незаконным бездействие ГУ МВД по Челябинской области в не регистрации транспортных средств, а также незаконными действий ГУ МВД по Челябинской области, выразившиеся в отказе в прекращении регистрации транспортных средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал, что ОАО «ЧЭМК» перед подачей заявления о прекращении регистрации транспортных средств в связи с их фактической утратой должно было обратиться в МРЭО УГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных (в связи с переходом права собственности на транспортные средства от ОАО «ЧАЗ» к ОАО «ЧЭМК» в результате реорганизации в форме присоединения).

Оценив в порядке ст. 71, 198-201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2013 №30048) (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.

Как следует из содержания п. 31 Административного регламента, в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия:

- регистрация транспортного средства;

- изменение регистрационных данных;

- прекращение регистрации транспортного средства;

- снятие с учета транспортного средства.

Согласно п. 55 Административного регламента, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные п. 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.

В соответствии с п. 56.1 Административного регламента, изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.

При этом, исходя из п. 32, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

32.1.           Прием заявления.

32.2.           Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.

32.3.           Осмотр транспортного средства.

32.4.           Принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

32.5.           Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю.

32.6.           Проверка и подписание документов.

32.7.           Введение информации в автоматизированные информационные системы.

32.8.           Выдача документов и государственных регистрационных знаков.

32.9.           Сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, являющихся приложением №1 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Правила) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

На основании п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 5 Правил установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).

Регистрация транспортного средства прекращается в случаях, в том числе: утраты транспортного средства (п. 60.1 Административного регламента).

При утрате транспортного средства прекращение регистрации производится по заявлению владельца транспортного средства (абзац 2 п. 5 Правил, п. 61 Административного регламента). В случае прекращения права собственности производится не снятие с учета, а изменение регистрационных данных (абзац 2 п. 6 Правил).

Как пояснило общество, спорные транспортные средства стали собственностью ОАО «ЧЭМК» в 2008-2009 годах в результате присоединения предприятия ОАО «ЧАЗ». Данные транспортные средства указаны в передаточном акте, но к моменту присоединения транспортные средства фактически (физически) отсутствовали.

Административный регламент предполагает для осуществления процедуры изменения регистрационных данных – представление транспортных средств к осмотру. Без представления транспортного средства к осмотру, процедура изменения регистрационных данных проведена быть не может (п. 32 Административного регламента).

Таким образом, следует согласиться с доводом апеллянта, что в случае его обращения с заявлением об изменении регистрационных данных на утраченные транспортные средства, МРЭО УГИБДД откажет в удовлетворении заявления, что подтвердил представитель управления суду апелляционной инстанции.

Однако, восстановление регистрации транспортных средств, изменение регистрационных данных транспортных средств может производиться и на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении (п. 13, 44 Правил).

Право собственности ОАО «ЧЭМК» на названные транспортные средства никем не оспаривается, в том числе заинтересованным лицом, что подтвердил представитель ГУ МВД по Челябинской области в судебном заседании апелляционного суда.

При этом, административный орган не вносит в базу данных транспортных средств сведения об ОАО «ЧЭМК» (изменение регистрационных данных в связи со сменой собственника и прекращение регистрации транспортного средства в связи с их утратой), поскольку последний не совершил соответствующих формальных действий (подача заявления об изменении регистрационных данных в связи со сменой собственника, представление транспортных средств на осмотр, уплата государственной пошлины, предоставление полисов ОСАГО).

Прошедшая 30.03.2009 государственная регистрация правопреемства прав и обязанностей ОАО «ЧАЗ» к ОАО «ЧЭМК» является достаточным основанием для управления считать владельцем

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А47-4899/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также