Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу n А07-2869/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7661/2015

г. Челябинск

 

28 августа 2015 года

Дело № А07-2869/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2015 года по делу №А07-2869/2015 (судья Искандаров У.С.).

В судебном заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Гузаирова З.М. (служебное удостоверение, доверенность №3 от 12.01.2015).

Общество с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее - заявитель, ООО «ЭСКБ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилстройнадзор РБ, комитет) о признании недействительным предписания №ЦО-14-158-091 от 03.12.2014.

Определением суда от 14.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее - третье лицо, управление, управляющая организация, ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г. УФА РБ»).

Решением суда от 14 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Общество критически относится к выводу суда первой инстанции о том, что исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация, поскольку после расторжения заявителем в одностороннем порядке договора с управляющей организацией именно заявитель является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома.

ООО «ЭСКБ» указало, что поскольку договор между заявителем и управляющей организацией прекратил свое действие в связи с его расторжением, заявитель в порядке п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2012 №442, обслуживание потребителей перешло к заявителю.

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам письмом известил о предстоящем переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием реквизитов для оплаты, потребленной электроэнергии.

Заявитель полагает, что в отсутствие подписанного сторонами договора, договор ресурсоснабжения нельзя считать заключенным, а отношения рассматривать как договорные. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения и без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме.

По мнению общества, при отсутствии договора электроснабжения между управляющей компанией и гарантирующим поставщиком, к предоставлению коммунальной услуги приступает заявитель.

Заявитель критически относится к выводу суда первой инстанции о том, при расчете размера платы за поставленные ресурсы необходимо руководствоваться абз. 2, 3 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

Учитывая различия, определяющие деятельность управляющей и ресурсоснабжающей организаций, законодательством предусмотрено для них различное правовое регулирование.

Заявитель считает, что установленный абзацами п. 44 Правил №354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Общество полагает, что в этих случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежит расчету и распределению на собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с абзацем четвертым п. 44 Правил №354 - по формулам №11-14 Приложения №2 Правил №354.

Кроме того, ООО «ЭСКБ» считает, что комитетом проведена проверка лишь одной квартиры многоквартирного дома, в связи с чем, факт завышения начисления платы по всему дому не доказан.

Также заявитель считает, что в материалах дела отсутствуют расчеты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, определенной исходя из норматива потребления.

До начала судебного заседания от комитета поступили возражения на апелляционную жалобу общества, в которых заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Госкомжилстройнадзор РБ считает, что выданное обществу предписание является законным и обоснованным. Таким образом, комитет возражает против иных доводов заявителя, изложенных в апелляционной жалобе.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после отложения представители общества и третьего лица не явились.

С учетом мнения явившегося представителя комитета, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей общества и третьего лица.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что обстоятельства, установленные по настоящему делу, не аналогичны обстоятельствам дела, установленным по делу №А07-27765/2014.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭСКБ» в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1020202770642 (т. 1, л.д. 30, 31-46); осуществляет электроснабжение жилого дома №4 по ул. Летчиков в г. Уфе, находящегося в управлении ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г. УФА РБ».

В связи с поступлением в комитет обращения жителя дома № 4 по ул. Летчиков в г. Уфе по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы), на основании распоряжения №6779 от 26.11.2014 заинтересованным лицом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от №14-6779-1.9 от 03.12.2014 (т. 1, л.д. 15-24, 62-63, 85-90, 91-92).

Проверкой установлено, что в расчетных периодах с июля по сентябрь 2014 года, предъявление ООО «ЭСКБ» к оплате размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды по лицевым счетам жилых помещений д. 4 по ул. Летчиков произведено в нарушение абз. 2, 3 п. 44 Правил №354, а именно объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышает объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, электроэнергия предоставленной на общедомовые нужды.

03 декабря 2014 года обществу выдано предписание №ЦО-14-158-091 (т. 1, л.д. 25-26, 60), которым ООО «ЭСКБ» предписано в срок до 14.01.2015 устранить выявленные нарушения: произвести перерасчет (возврат) по услуге электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды (недифференцированную по зонам суток) начисленную и предъявленную по лицевым счетам жилых помещений в сентябре 2014 года за расчетный месяц август 2014 года; привести объем по услуге электроэнергия предоставленный на общедомовые нужды и определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с абз. 2, 3 п. 44 Правил №354 не превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 №222 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды и при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом» (далее - Постановление №222) и произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммой и суммой определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды» за расчетные периоды с июля по сентябрь 2014 года; привести платежные документы в соответствии с п. 67, 69 Правил №354 и представить документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания в комитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.

Полагая, что настоящие предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

На основании ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Правилами №354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Под коммунальными услугами, в силу п. 2 Правил №354,  понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В силу п. 9 Правил №354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

На основании п. 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. «б» п. 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу n А76-3505/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также