Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А76-32516/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8755/2015 г. Челябинск
20 августа 2015 года Дело № А76-32516/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВэлаДент» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 июня 2015г. по делу № А76-32516/2014 (судья Наконечная О.Г.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «ВэлаДент» – Петречук А.С. (доверенность от 21.06.2015 №21/06/15), Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области – Соболь Н.В. (доверенность от 12.01.2015 №10). Общество с ограниченной ответственностью «ВэлаДент» (далее – ООО «ВэлаДент», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Управление ФАС по Челябинской области, заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 29.09.2014. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Абдряхимов Иван Исламович, Иваненко Галина Сергеевна (далее – Абдряхимов И.И, Иваненко Г.С., третьи лица). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО «ВэлаДент» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы податель жалобы указывает, что судом не рассмотрен довод заявителя о нарушении Комиссией Управления ФАС по Челябинской области при вынесении решения требований пункта 43 Постановления Правительства Российской Федерации №508 от 17.08.2006 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». Несоблюдение процессуального срока со стороны заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя, в том числе право на защиту. Судом не учтены обстоятельства, связанные с размещением рекламы именно в периодическом издании. Реклама ООО «ВэлаДент» размещена на развороте страниц 88-89 журнала, следовательно, соответствие требованиям закона должно быть установлено в отношении рекламно-информационного материала, размещенного на развороте страниц 88-89. Несостоятельным является вывод суда о том, что способность потребителя рекламной информации воспринять формулировку: «ВэлаДент центр современной стоматологии» маловероятна. Судом не принят во внимание довод заявителя о том, что использование изображений корон в данном информационно-рекламном материале направлено на индивидуализацию рекламируемых стоматологических услуг. Наличие пояснительной формулировки «устанавливаем, чтобы стояло» позволяет потребителю понять, что в данном рекламно-информационном материале речь идет именно о стоматологических услугах. Рекламно-информационный материал, размещенный в журнале «Выбирай соблазны большого города» будучи произведением рекламного искусства должен рассматриваться как целостная словестно-визуально-графическая композиция, позволяющая потребителю воспринимать не только информацию, представленную в словесном виде, но и представленную в графическом виде и в виде изображений. Результаты опроса, произведенного Управление ФАС по Челябинской области, не могут быть приняты в качестве доказательства нарушения требований законодательства о рекламе. Кроме того, грубо нарушены правила проведения социологического исследования. Неясно, в каком виде перед членами Экспертного совета представлена реклама. Кроме того, непонятен принцип формирования состава членов Экспертного совета. На основании изложенного несостоятельным представляется вывод суда о том, что заключение специалиста не может иметь определяющего значения для принятия решения по делу, поскольку протокол заседания Экспертного совета ему противоречит. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц. В судебном заседании представитель ООО «ВэлаДент» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления ФАС по Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции. В судебном заседании обозревались цветные фотокопии страниц журнала «Выбирай соблазны большого города», на которых размещена спорная реклама, поскольку журнал, указанный в приложении к апелляционной жалобе ООО «ВэлаДент», в суд апелляционной инстанции не поступил (т.2 л.д.1). Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в Управление ФАС по Челябинской области 31.05.2014 поступило заявление Абдряхимова И.И. о размещении в журнале «Выбирай соблазны большого города» от 15-31 мая 2014 года рекламы клиники «ВэлаДент», содержащей информацию: «Имп*****ция. Устанавливаем, чтобы стояло!» (т.1, л.д.103). Из заявления следует, что из содержания данной рекламы в связи с пропуском букв в слове «Имп*****ция» не понятно, что именно рекламируется, стоматологическая услуга или услуга по лечению мужской дисфункции, вместе с тем, клиника «ВэлаДент» к последней услуге отношения не имеет. Следовательно, по мнению заявителя, часть существенной информации в рекламе отсутствует, информация об услуге искажена, можно только догадываться о содержании рекламы, и потребитель может быть введен в заблуждение. В связи с поступлением заявления Абдряхимова И.И. антимонопольным органом возбуждено дело №81-2014 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон №38-ФЗ). По итогам рассмотрения указанного дела Управлением принято решение от 29.09.2014, согласно которому реклама «Имп*****ция. Устанавливаем, чтобы стояло!», размещенная в журнале «Выбирай соблазны большого города» 15-31 мая 2014 года, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ. Материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Упралвения для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ВэлаДент» и его должностного лица. Не согласившись с вынесенным решением, ООО «ВэлаДент» обжаловало его в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической. В соответствии со статьей 1 Федерального закона №38-ФЗ целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Статьей 3 Федерального закона №38-ФЗ определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. В силу статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7). Как следует из содержания оспоренного решения Управления, основанием для его принятия послужил вывод об отсутствии в рассматриваемой рекламе клиники «ВэлаДент» в журнале «Выбирай соблазны большого города» существенной информации о рекламируемой услуге. В целях выяснения общественного мнения относительно восприятия данной рекламы антимонопольным органом проведен опрос жителей Челябинской области на собственном сайте (т.1, л.д.113-115), по итогам которого 31% опрошенных считает, что пропуск нескольких букв в слове «Имп*****ция» в рекламе услуг клиники «ВэлаДент» искажает информацию; 33% опрошенных считают, что потребители могут быть введены в заблуждение рекламой услуг клиники «ВэлаДент», содержащей сведения «Имп*****ция. Устанавливаем, чтобы стояло»; около половины опрошенных (45 %) посчитали, что данная реклама вызывает ассоциации, не связанные с предоставлением стоматологических услуг. Кроме этого, правомерность содержания указанной рекламы оценивалась Экспертным советом по применению законодательства о рекламе при Управлении ФАС по Челябинской области. При этом экспертам задавался вопрос: может ли отсутствие нескольких букв в середине слова исказить представление о рекламируемой услуге и тем самым ввести в заблуждение? (т.1, л.д.120-121). В результате проведенного голосования большинство членов Экспертного совета ответили утвердительно. С учетом результатов интерактивного голосования, а также результатов голосования членов Экспертного совета антимонопольный орган пришел к выводу о том, что реклама клиники «ВэлаДент», содержащая информацию: «Имп*****ция. Устанавливаем, чтобы стояло!», в которой отсутствует несколько букв в середине слова «Имп*****ция», противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ. Анализируя содержание настоящей рекламы, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя и Иваненко Г.С. о том, что спорная реклама содержит сведения о лице, оказывающем рекламируемые услуги с указанием профиля его деятельности – Вэладент центр современной стоматологии. Вместе с тем, при взгляде на данную рекламу все внимание приковано к другой информации, занимающей ее центральную основную часть, а именно: «Имп*****ция. Устанавливаем, чтобы стояло!» в связи с тем, что шрифты отдельных фрагментов общей информации слишком несоразмерны друг другу. Совокупность отсутствия в середине слова «Имп*****ция» нескольких букв и использование слишком мелкого шрифта в тексте: «Вэладент центр современной стоматологии» искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рассматриваемой рекламы. Реклама формирует интерес к товару или услуге и направлена на формирование у потребителей желания приобрести товар или воспользоваться услугой. Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о товаре (услуге), условиях его приобретения или использования приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А76-5274/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|